Жизнь Чайковского. Часть IV (1866 — 1877)
III. «Опричник», опера в 4 действиях. Начата в конце января 1870 г., кончена в апреле 1872 г. Посвящена его императорскому высочеству великому князю Константину Николаевичу. Издание В. Бесселя.
Трагедия И. Лажечникова «Опричник», в 5 действиях, написана в стихах и настолько изменена в либретто, что я нахожу нужным привести ее подробный сценариум для удобнейшего сравнения с оперным текстом.
Первое действие, как и в опере, начинается в саду при хоромах князя Жемчужного. Андрей Морозов, только что вернувшийся в Москву из похода, ищет, при помощи няньки Захарьевны, свидания со своей возлюбленной, Натальей Жемчужной. Он встревожен слухом, что ее собираются отдать замуж за старого боярина, Мол-чана Митькова. Наталья выходит к нему, трепеща от страха, что их застанут; у бедной «ножки, как будто спутаны травой густою». На вопрос Андрея, любит ли она его по-прежнему, она говорит, что не забыла и любит, что, пока он был в походе, «и день, и ночь лампаду жгла перед святой иконой, чтоб Божьи ангелы его хранили от вражьего меча». Но когда Андрей спрашивает, пойдет ли она замуж за другого по воле отца — отвечает: «отец велит — пойду». — «Любовь твоя что ж после этого?» — «Сама не знаю... Не преступлю отцовской воли во век. Велит — и за немилого пойду, а там... (плачет) недолго мне пожить придется: венец другой наденут на меня». Но Андрей не унывает от этих слов: он боялся только, что Наташа выходит замуж по любви за другого, если же нет, то она будет принадлежать ему. «Все за меня, — говорит он, — порода, молодость, богатство». Думая так, он еще не знает, что стал нищим.
Во второй картине обнаруживается, что отец Натальи, князь Жемчужный, и дьяк Подседина при помощи поддельного духовного завещания лишили Андрея всего отцовского наследия. Мало того, жадный и вероломный Жемчужный в этой же картине принимает сватовство богатого старика Митькова за Наталью, а Андрея с матерью, тоже пришедших сватать княжну, выгоняет из дома, как бездомных бродяг. Первая картина второго действия происходит на торговой площади Китай-города. «Разного звания и пола люди то проходят через площадь, то заходят в лавки для покупок». Тут и гости, и сидельцы, и бояре, и народ. Среди них бродит мрачный, негодующий, жаждущий мести Андрей Морозов. Неожиданно появляются опричники. Всеобщая тревога и паника. Гости закрывают лавки, сидельцы прячут товары, народ ищет спасения в бегстве. Но небольшая группа смельчаков решается бороться с насилием «собачьих голов». Во главе их Андрей. Они вступают в схватку с грабителями. В это время появляется любимец царский, Федор Басманов. Он останавливает драку, узнав в Андрее своего друга, крестного брата, с которым не раз воевал рядом и которому обязан жизнью. По велению молодого кравчого опричники удаляются. Морозов рассказывает ему свою беду. Басманов обещает ему и Наталью, и возвращение отцовского добра, и житье в довольстве и счастье, если Андрей пойдет в опричнину. Бессильный как-нибудь иначе отомстить Жемчужному и найти правый суд, он, после недолгого колебания, соглашается.
Только начиная со второй картины второго действия сценариум и стихи трагедии Лажечникова сходятся, местами, с либретто Петра Ильича. Андрей приносит матери деньги, взятые у Басманова, и идет «суда искать», скрыв, что хочет поступать в опричнину.
В первой картине второго действия уличные мальчишки дразнят Морозову-мать «опричницей». Все, кроме нее, уже знают, что сталось с Андреем. Друзья его покойного отца, бояре-земцы Федоров и Висковатов, уговаривают Митькова уступить Наталью Морозову. Митьков, который только здесь узнает о злодействе Жемчужного и о взаимной любви молодых людей, великодушно отказывается от намерения жениться и вместе с названными боярами решает идти к царю, дабы вымолить возвращение Андрея из опричнины. Чтобы мольба их была действительнее, они решают взять с собой старуху Морозову.