Жизнь Чайковского. Часть IV (1866 — 1877)
Хронологический порядок сочинений Петра Ильича за сезон 1873 — 1874 г.:
I. Ор. 18. «Буря», симфоническая фантазия для большого оркестра, на тему Шекспира. Сочинена между 7-м и 17-м августа 1873 г., инструментована до 10-го октября. Посвящена Владимиру Васильевичу Стасову. В первый раз исполнена под управлением Н. Рубинштейна в Москве 7-го декабря 1873 г.
Издание П. И. Юргенсона.
II. Ор. 19. Шесть фортепианных пьес: 1. «Вечерние грезы», посвящена Н. Д. Кондратьеву. 2. «Юмористическое скерцо», посвящена г-же Вере Тимановой. 3. «Листок из альбома», посвящена А. Аврамовой. 4. «Ноктюрн», посвящена г-же Терминской. 5. «Каприччиозо», посвящена Э. Лангеру. 6. «Оригинальная тема с вариациями», посвящена Г. А. Ларошу. На рукописи помечено: «27 октября 1873 года, Москва». № 5 из них заимствован из темы, предназначавшейся для симфонии и записанной в дневник 1873 г.
Изд. П. Юргенсона.
III. Ор. 21. Шесть фортепианных пьес на одну тему. 1. «Прелюдия». 2. «Фуга четырехголосная». 3. «Импромптю». 4. «Похоронный марш». 5. «Мазурка». 6. «Скерцо». Посвящены А. Г. Рубинштейну. Сочинены до 30-го октября 1873 года.
Издание Бесселя.
IV. Ор. 22. Квартет № 2 (F-дур), для двух скрипок, альта и виолончели. Посвящен великому князю Константину Николаевичу. Начато это произведение в конце декабря 1873 или в начале января 1874 г. Кончено, как видно из письма 26-го января, к этому времени, и вскоре было исполнено на вечере у Н. Рубинштейна, но очень вероятно, что, заметив при этом исполнении недостатки квартета, Петр Ильич снова занялся им и окончил набело к половине февраля. Иначе трудно объяснить, почему в письме 10-го февраля он пишет: «все время с приезда посвящаю на сочинение квартета, который уже написал, но не инструментовал», коща сам в вышепомянутом письме возвещал окончание квартета и предстоящее на днях его исполнение у Николая Григорьевича. Публично он исполнен был в первый раз 10-го марта 1874 года. О процессе сочинения этого квартета сам Петр Ильич говорит в письме № 210, что «ни одна из моих вещей не вылилась у меня так легко и просто. Я написал ее почти в один присест». А затем позже, в 1876 г. в письме № 260: «если я написал в жизни действительно прочувствованное и непосредственно излившееся из недр моего «я» — то это именно первую часть второго квартета».
Издание П. Юргенсона.
V. Ор. 14. Опера «Кузнец Вакула», в трех действиях и семи картинах. Либретто, заимствованное из повести Гоголя «Ночь на Рождество», сочинения Я. П. Полонского. Посвящена памяти великой княгини Елены Павловны. Сочинена и оркестрована в течение лета 1874 г. Кончена 21-го августа в Усове. Позже переделана в оперу «Черевички».
Издание П. Юргенсона.
Я. П. Полонский с необыкновенным талантом, вкусом и ловкостью сумел претворить прелестные данные гоголевской повести в оперное либретто. Недостаток единства действия, главного узла, который бы первенствующим образом привлекал внимание зрителя, — зависел не от либреттиста, а от самой темы для работы. Развит более роман Вакулы и Оксаны, сделать его преобладающим, значило исказить самую повесть великого творца, и поступи так поэт, упреки в искажении Гоголя были бы гораздо основательнее тех, которые посыпались на него за эпизодичность либретто. Что за важность, что оно эпизодично, когда каждый эпизод сам по себе очарователен и сделан с искусством и смелостью высокоталантливого пера? Скажу более, не будь этих эпизодов и вертись все содержание оперы на любовной истории Вакулы, либретто утратило бы все чары, так сильно подействовавшие на Петра Ильича. Прежде чем перейти к краткому изложению сценариума, я должен сказать, что главное достоинство труда Я. П. Полонского в самих стихах, поразительно искусно придерживающихся текста Гоголя.