Жизнь Чайковского. Часть IV (1866 — 1877)
Утомленный и морально, и физически, с неотвязным раздумьем над своей дальнейшей судьбой, с более чем когда-либо ясным сознанием «что так дальше жить нельзя» ехал Петр Ильич в Россию, прямо в Вербовку.
Там его ожидала радостная встреча с родными и мирные прелести русской деревенской жизни. Но впечатления отрадной семейной обстановки Давыдовых, утешив и успокоив его, в то же время дали последний толчок решению, которое представлялось тоща больному воображению Петра Ильича якорем спасения, в действительности же было источником страшных перипетий и страданий.
19-го августа он написал мне из Вербовки: «Я переживаю теперь очень критическую минуту жизни. При случае напишу тебе об этом подробнее, а пока скажу одно: я решился жениться. Это неизбежно...»
Хронологический порядок сочинений Петра Ильича в сезоне 1875 — 1876 г.
I. Ор. 30. Квартет № 3 (Es-дур) для двух скрипок, альта и виолончели. Посвящен памяти Ф. Лауба. Задуман в Париже в первых числах января 1876 г., «готов, но не инструментован» до 10-го февраля, окончен, как помечено на рукописи, 18-го февраля 1876 г. В первый раз исполнен 18-го марта 1876 года в концерте Гржимали. Издание П. Юргенсона.
II. Ор. 20. «Лебединое озеро», балет в четырех действиях. Программа сочинения В. Бегичева и Гельцера. Начат в августе 1875 года, кончен в конце марта 1876 года. Издание П. Юргенсона. Исполнен в первый раз в Москве, в Большом театре, 20-го февраля 1877 года.
Молодому принцу Зигфриду пришла пора жениться, но сердце его не увлечено никем. Накануне пира, ще он должен, по приказанию матери, выбрать невесту себе, увидев стаю летящих лебедей, он отправляется с товарищами на охоту. Оказывается, что лебеди эти — заколдованная злым гением принцесса Одетта с подругами. Днем они осуждены летать в облике лебедей, а ночью принимают свой прежний вид. Зигфрид видит Одетту и влюбляется в нее. Она поверяет ему свою грустную участь и говорит, что спасти ее может только любовь нетронутого сердца, готового пожертвовать жизнью для нее. Зигфрид вызывается быть ее спасителем. Одетта предупреждает его, что в тот миг, коща он ей изменит, она будет осуждена навеки остаться во власти злого гения. Злой гений, чтобы не дать совершиться освобождению Одетты, является в виде гостя на пир выбора невест и приводит с собою дочь свою, Одиллию, которой придает внешний вид Одетты. Зигфрид при виде Одиллии выбирает ее себе в невесты и этим изменяет Одетте, которая, чем подпасть навеки во власть злого гения, решается лишить себя жизни и, пользуясь ночной порой, коща она девушка, а не лебедь, бросается в озеро. Зигфрид, узнав о своей роковой ошибке и о гибели Одетты, закалывается. Души Зигфрида и Одетты соединяются в волшебном мире вечного блаженства.
III. Op. 37-bis, «Времена года», двенадцать пьес для фортепиано. Писались в течение всего сезона по пьесе в каждый месяц. Первоначально были заказаны издателем музыкального журнала «Нувеллист», Бернардом. Н. Кашкин рассказывает, что Петр Ильич считал эту работу очень легкою, незначительною и, чтобы не пропустить как-нибудь условленного срока доставки каждой пьесы, поручил своему слуге ежемесячно в известное число напоминать ему о заказе.
Слуга выполнил очень точно приказанное и раз в месяц говорил: «Петр Ильич, пора посылать-с в Петербург», и Петр Ильич в один присест писал пьесу и отправлял ее». Впоследствии все 12 пьес изданы П. Юргенсоном.
IV. Перевод текста оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», сделанный по просьбе Н. Г. Рубинштейна для ученического спектакля. Издание Юргенсона.
В этом сезоне Петр Ильич кончил свою музыкально-критическую деятельность. Последними из его статей были — о тетралогии Рихарда Вагнера, оставшиеся неоконченными.