Жизнь Чайковского. Часть IV (1866 — 1877)
Я жду теперь со дня на день приглашения из Питера, где моя опера ставится и будет дана в половине ноября. В прошлую субботу играли здесь мой «Сербский марш», который произвел целую бурю патриотического восторга.
В конце октября Петр Ильич приехал в Петербург для присутствования при постановке «Кузнеца Вакулы». На этот раз автор не только не испытал разочарований во время репетиций, но, скорее, наоборот: при слушании оперы в оркестровом исполнении надежда на успех еще возросла в нем. Сочувственное отношение всех исполнителей, восторженные отзывы как специалистов, познакомившихся с клавираусцугом, так и лиц, которым удалось присутствовать на репетициях, и как отражение общего благоприятного настроения самая щедрость, с какой отнеслась дирекция театров к затратам на постановку, — все вместе вселяло Петру Ильичу бодрость и уверенность в удаче.
Со времени первого представления «Опричника», за два года с половиной, популярность имени Чайковского очень увеличилась. Не только музыканты и посетители симфонических концертов, но сама «настоящая» публика ждала от него чего-то необыкновенного. Задолго до 24-го ноября, дня первого представления «Кузнеца Вакулы», все билеты были проданы, и в настроении слушателей господствовало, ради имени композитора, благоприятное предрасположение к новому произведению.
По описанию хроникера «Journal de St.-Petersburg» вид Мариинского театра представлял внушительное зрелище. «Зал был переполнен, и публика очень оживлена. Все знаменитости музыкального искусства были налицо. Среди всех выделялся Антон Рубинштейн. Присутствие Николая Рубинштейна, приехавшего для этого вечера из Москвы, тоже очень было замечено. Вообще чувствовалось что-то торжественное в этом первом представлении, и настроение публики даже в начале спектакля ясно показывало, что она сочувственно относится к новой опере».
Распределение ролей было следующее:
Вакула — г. Комиссаржевский.
Чуб — г. Матчинский.
Пан голова — г. Петров.
Бес — г. Мельников.
Панас — г. Васильев 2-й.
Солоха — г-жа Бичурина.
Оксана — г-жа Рааб.
Школьный учитель — г. Энде (Н. фон Дервиз).
«Светлейший» — г. Стравинский.
Дежурный — г. Дюжиков.
Исполнение, в общем, было чрезвычайно тщательное и добросовестное. Все артисты дали, что могли, и не по их вине некоторые роли, между прочим две главные, Вакулы и Оксаны, не были в полном соответствии с природными данными исполнителей. Изящный Комиссаржевский был слишком джентльменом для простецкой фигуры кузнеца, г-жа Рааб, иностранка по происхождению, слишком салонна для крестьянки, высокодаровитый Мельников слишком фузен и мощен для юркого беса. Хороша как по внешности, так и по добродушной непринужденности, веселью и голосовым качествам была Солоха-Бичурина, и прямо превосходен Энде в маленькой роли школьного учителя. Было настоящим откровением для публики узнать комический талант такой высокой пробы в певце, до тех пор в обыкновенных теноровых партиях ничем не выделявшемся.