Жизнь Чайковского. Часть IV (1866 — 1877)
Часто, часто вспоминаю о вас и грущу, что нет около меня вашей милой личности. Говорят, вы скоро приедете, очень радуюсь этому.
Романс ваш (На слова «Запад гаснет в дали бледно-розовой». Романс этот не издан и хранится в рукописи.) в своем роде прелесть. Роскошь и богатство гармонии изумительные. Для пения, несмотря на теплую мелодию, он неудобен и поэтому никогда не будет популярным романсом. Но для нашего брата-музыканта он заключает бездну интересного, массу красивых деталей и изящества. Надеюсь, что этот романс был не единственным вашим произведением за эту зиму. Впрочем, не буду вас упрекать особенно, если вы ничего другого не сделали. Мню, что ваше пребывание в Париже, всячески было вам полезно.
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон
В заботах суетного света
Он малодушно погружен...
Я знаю, что вы в эти заботы нимало не погружены, но все-таки Аполлон вас к жертве еще не требует. Это для меня несомненно. Несомненно и то, что, быв потребованы, вы явитесь во всеоружии таланта и знания.
Кажется, я вам наплел какую-то дичь. Надеюсь, что сквозь эту дичь вы усмотрите самую нежную дружескую любовь, которую я никогда не перестаю питать к вам.
№ 307. К И. Клименко.
8-го мая.
<...> Я очень изменился с тех пор, что мы не видались, и физически, и, особенно, морально. Веселости и охоты дурачиться не осталось ни на грош. Жизнь страшно пуста, скучна и пошла. Сильно подумываю о женитьбе или другой прочной связи. Но единственное, что осталось в прежнем виде — это охота писать.
Если бы обстоятельства сложились иначе, если бы своему стремлению творить я не встречал на каждом шагу препятствий в виде, например, консерваторских уроков, которые с каждым годом становятся противнее и противнее, то мог бы написать что-нибудь вполне хорошее. Но увы, к консерватории я прикован!..
3-го мая Петр Ильич окончил в эскизах первые три части симфонии. До этого еще, с апреля, он снова начал подумывать об опере и обращаться, к кому мог, за сюжетом. Писал он об этом и В. Стасову, и Ларошу, прося его опять дать ему «Франческу» К. И. Званцева, и ко мне. Очень польщенный этим предложением, я в середине мая прислал ему сценариум, составленный на тему грациозной новеллы Шарля Нодье «Инес де Лас-Сиеррас» и в ответ получил следующий отзыв:
№ 310. К М. Чайковскому.
18-го мая 1877 г.
Милый Модя, прости что долго не отвечал. Я ездил в деревню на три дня к Константину Шиловскому и провел очень приятно время. Вот что я тебе скажу насчет «Инесы». Она не возбудила во мне ни малейшего желания приняться за работу — верный признак, что этот сценариум не заключает в себе задатков хорошей оперы. Все в нем так эпизодично и так мало поэтично. Нет, дружище Модя, ты в составители либретто не годишься, но за доброе намерение спасибо.