Жизнь Чайковского. Часть IV (1866 — 1877)
№ 312. К М. Чайковскому.
23-го мая 1877 г.
<...> Экзамены кончаются, близится отъезд, но у меня на душе не так легко, как прежде. Мысль, что опять придется ту же канитель тянуть, опять классы, опять Николай Львович, опять разные дрязги. Все это меня смущает и отравляет мысль о свободных трех месяцах. Стар я становлюсь... Иногда мне кажется, что Провидение, столь слепое и несправедливое в выборе своих протеже, изволит обо мне заботиться (тьфу, тьфу). В самом деле, я начинаю иногда усматривать не простую случайность в некоторых совпадениях обстоятельств. Кто знает? Может быть, это начало религиозности, которая, если когда-нибудь обуяет мной, то уж всецело, т. е. с постным маслом, с ватой от Иверской и пр...
№ 314. К Надежде Филаретовне фон Мекк.
27-го мая.
<...> Симфонию свою кончил, т. е. в проекте. В конце лета буду инструментовать ее.
№ 315. К М. Чайковскому.
Глебово. 6-го июня.
Вчера получил твое письмо, милый Модя. Сначала твои критики на выбор «Онегина» разозлили меня, но это Продолжалось одно мгновение. Пусть опера моя будет несценична, пусть в ней мало действия! Но я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку, потому что меня на это непреодолимо тянет. Я совершенно погружен в сочинение оперы.
Я встаю в 8 ч., купаюсь, пью чай (один) и потом занимаюсь до завтрака. После завтрака опять занимаюсь до обеда. После обеда совершаю огромную прогулку и вечер просиживаю в большом доме. Общество здесь состоит из обоих хозяев, двух старых дев Языковых и меня. Гостей почти не бывает — словом, здесь очень покойно и тихо. Местность в полном смысле восхитительная. Но, что ужасно — это погода: холод такой, что по утрам ежедневные морозы. До сих пор не было ни одного теплого летнего дня.
В силу вышеизложенных обстоятельств работа моя подвигается быстро вперед, и если бы мне не трогаться до августа, то я бы, наверно, успел бы написать всю оперу начерно, а осенью бы занялся оркестровкой. Всю картину 1-го акта (Татьяна с няней) я уже написал и очень доволен тем, что вышло. Большая часть первой картины тоже уже написана.
№ 316. К А. Чайковскому.
Глебово. 15-го июня.
<...> Весь первый акт в трех картинах уже готов. Сегодня я принялся за второй.
23-го июня две трети «Евгения Онегина» уже были готовы, и, как говорит сам Петр Ильич, «могло бы быть готово и более, если бы не тревожное состояние духа.
6-го июля 1877 г., в церкви Св. Георгия Победоносца, на Малой Никитской, совершилось бракосочетание Петра Ильича Чайковского с девицей Антониной Ивановной Милюковой.
Так как этот роковой день носил в себе зародыши всего последующего и закончил период московской деятельности Петра Ильича, то подробную историю этой новой эры существования его я отношу к началу следующего тома.
В течение сезона 1876 — 1877 года Петр Ильич сочинил:
I. Ор. 31. «Славянский марш», для большого оркестра. Время сочинения его — от начала сентября по 25 того же месяца. Исполнен в первый раз в Москве, 5-го ноября 1876 г., в симфоническом собрании Муз. общества под управлением Н. Рубинштейна. Издан П. Юргенсоном.
II. Ор. 32. «Франческа да Римини», симфоническая фантазия для большого оркестра на тему Данте. Посвящена Сергею Ивановичу Танееву. Задуманная еще в Париже летом 1876 г., вещь эта началась сочиняться не ранее 25-го сентября. Кончена в эскизах 14-го октября. Инструментована 5-го ноября. В первый раз исполнена в Москве 26-го февраля 1877 г., в симфоническом собрании Музыкального общества под управлением Н. Рубинштейна. Издание П. Юргенсона.
III. Ор. 33. «Вариации на тему рококо» для виолончели с сопровождением оркестра. Посвящены Г. Фитценгагену. Сочинены в декабре 1876 г. Издание П. Юргенсона.
IV. «Вальс-скерцо» для скрипки с сопровождением оркестра. Посвящен Иосифу Котеку. Сочинен в начале 1877 г. Издание П. Юргенсона.
Кроме того, написаны эскизы симфонии № 4 (окончены в двадцатых числах мая) и две трети (в эскизах) оперы «Евгений Онегин».