Модест Петрович Мусоргский

Родился 9 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии, в семье помещика. Мальчик рано узнал крестьянский быт, рано стал вслушиваться в народную поэзию и музыку. Глубокое впечатление производили на него русские сказки, которые сказывала ему няня. Уже в детстве он проявил выдающиеся музыкальные способности. Первой учительницей Мусоргского была его мать, более серьезные занятия музыкой начались после переезда семьи в Петербург. Здесь Мусоргский брал уроки у видного педагога и пианиста А. А. Герке, у которого в разное время учились также В. В. Стасов и П. И. Чайковский. С годами Мусоргский превратился в превосходного пианиста.

В 1856 году Мусоргский окончил школу гвардейских подпрапорщиков и стал офицером Преображенского полка. В том же году он сблизился с А. С. Даргомыжским, находившимся тогда в расцвете творчества. В следующем году Мусоргский познакомился с М. А. Балакиревым, Ц. А. Кюи и В. В. Стасовым. В 1858 году он оставил военную службу, чтобы всецело отдаться музыке. Практически изучая композицию под руководством Балакирева, Мусоргский начинает работу над оперой на сюжет трагедии Софокла «Царь Эдип», задумывает оперу по повести Гоголя «Ночь накануне Ивана Купалы», пишет романсы и фортепианные пьесы. Молодой композитор вместе с Бородиным, Римским-Корсаковым и Кюи входит в сложившийся вокруг Балакирева и Стасова кружок, известный в истории под славным именем «Могучая кучка». Демократические и реалистические устремления «кучкистов» наиболее последовательно выразились в творчестве Мусоргского. Основные положения эстетики Чернышевского легли в основу эстетических взглядов композитора. Горячее сочувствие угнетенному крестьянству, неиссякаемая вера в могучую силу русского народа становятся главным источником творчества Мусоргского.

В 1863—1866 годах он работает над оперой о народном восстании в древнем Карфагене «Саламбо» (по одноименному роману Г. Флобера). В 1864 году пишет свою первую песню-сценку из народного быта «Калистрат» (на слова Некрасова), в 1866 году — вторую, «Светик Саввишна», используя народные жанры колыбельной и причитанья для создания потрясающих по своему реализму, ярко драматических картин. В 1868 году Мусоргский создал первое действие бытовой сатирической оперы «Женитьба» на слегка сокращенный текст комедии Гоголя (опера была закончена и инструментована много лет спустя М. М. Ипполитовым-Ивановым).

В 1868—1872 годах композитор создает гениальную народную музыкальную драму «Борис Годунов» (поставлена в 1874 году). Это единственная постановка произведения Мусоргского, осуществленная при жизни автора. После смерти композитора Римский-Корсаков отредактировал и заново инструментовал «Бориса Годунова». В гениальной опере Мусоргского впервые нашла музыкально- сценическое выражение вековая трагедия закрепощенного русского крестьянства, показан беспощадный нравственный суд народа над своим владыкой.

В 1870-х годах Мусоргский работает над народной музыкальной драмой «Хованщина», раскрывающей исторические судьбы старой московской Руси в период петровских преобразований, и комической оперой «Сорочинская ярмарка» (по повести Гоголя). Обе оперы остались незаконченными. «Хованщину» завершил после смерти Мусоргского Римский-Корсаков. В работе над «Сорочинской ярмаркой» участвовали А. К. Лядов, Ц. А. Кюи и другие. Ныне общепринята редакция В. Я. Шебалина, который досочинил недостававшие музыкальные эпизоды, сохранив при этом стиль музыки оперы.

В те же годы Мусоргский пишет музыкальную сатиру «Раек», вокальные циклы «Детская» (на собственный текст), «Без солнца» и «Песни и пляски смерти» (оба на слова А. А. Голенищева-Кутузова), широко известные «Картинки с выставки» для фортепиано, задумывает оперу «Пугачевщина» (на сюжет повести Пушкина «Капитанская дочка»).

Модест Петрович Мусоргский умер 16 марта 1881 года в Петербурге.

Оперный стиль Мусоргского глубоко своеобразен. Яркая образность, поразительная естественность и выразительность музыкальной декламации, тесная связь с народными музыкальными жанрами — существенные черты этого стиля. Созданные Мусоргским музыкальные характеристики Годунова, Шуйского, Пимена, Варлаама, Марфы, Досифея, Ивана Хованского, Подьячего и другие — выпуклы и наглядны, как скульптурные портреты. Использовав в «Борисе Годунове» достижения речитативно-мелодического стиля, Мусоргский пишет свои поздние оперы в ином, более широком складе. Он создает мелодии в народном духе и включает в оперы (особенно, в «Сорочинскую ярмарку») подлинные народные песни, органически введенные в структуру художественного целого.

Оперы Мусоргского оказали плодотворное влияние на творчество советских композиторов и высоко ценимы как в России, так и за рубежом.