Беллини. Опера «Норма»

Лирическая трагедия в 2 действиях. Либретто по одноименной трагедии Сунсе и Бельмонте написано Ф. Романи.
Первое представление состоялось 26 декабря 1831 года в Милане.

Действующие лица:
Поллион, римский проконсул, тенор
Флавий, его друг, тенор
Оровезо, верховный жрец, бас
Норма, жрица, его дочь, сопрано
Адальжиза, жрица, меццо-сопрано

Первое действие. Первая картина. Священная роща друидов в покоренной римлянами Галлии. Сюда пришел верховный жрец друидов Оровезо. Он просит богов благословить народ на войну против римлян и помочь Галлии сбросить ненавистное иго угнетателей. После его ухода в священной роще появляется римский проконсул Поллион со своим центурионом Флавием. Проконсул признается другу, что разлюбил верховную жрицу друидов, дочь верховного жреца Норму, которая ради Поллиона изменила своей религии, нарушила обет целомудрия и родила от него двух сыновей. Теперь сердцем Поллиона безраздельно завладела другая женщина — жрица Адальжиза, которую он недавно видел в храме. Заслышав звуки трубы, сзывающей друидов к священному камню, римляне покидают рощу. Торжественно входят жрецы и жрицы. Норма подымается на помост для приношения жертвы богам. Во всеуслышание она предсказывает падение власти римлян — такова воля богов. Перед священным камнем склоняются друиды. Среди них — Адальжиза. Она молит богов дать ей силы забыть Поллиона.

Вторая картина. В покоях Нормы. Верховная жрица в глубокой скорби. Она догадывается, что Поллион разлюбил ее, не имени своей соперницы еще не знает. Входит Адальжиза. Она хочет раскрыть гнетущую ее тайну верховной жрице и признается в преступной любви к римлянину. Норма, сознавая, что и она сама ради такой же любви нарушила обет целомудрия, готова простить Адальжизе ее прегрешение. В это время входит Поллион. Увидев Адальжизу, он хочет увести ее с собой. Но Адальжиза отталкивает римлянина. Она слишком чтит верховную жрицу, чтобы стать возлюбленной того, кто изменил Норме.

Второе действие. Первая картина. Охваченная отчаянием Норма склонилась над колыбелью своих младенцев. Она задумала лишить их жизни. Но высокое чувство материнской любви одерживает верх над низменным чувством оскорбленной женщины. Норма даже готова отказаться от Поллиона, если Адальжиза станет матерью ее детей. Но Адальжиза не хочет быть предательницей. Она пойдет к римлянину, чтобы напомнить ему о его долге перед Нормой.

Вторая картина. В священной роще у храма друидов Норма мучительно ожидает возвращения Адальжизы. Но разговор девушки с Поллионом не принес ничего утешительного для Нормы — Поллион навсегда бросает свою прежнюю возлюбленную. Решение же Адальжизы неизменно: она до конца дней своих останется жрицей в храме друидов. Гнев Нормы против Поллиона безмерен. Троекратно ударяет она мечом по бронзовому щиту. Со всех сторон сбегаются воины Галлии, чтобы, наконец, услышать долгожданную и радостную весть — Риму объявлена война! Из храма доносятся крики, шум. Какой-то римлянин ворвался в священную обитель. Это проконсул Поллион проник в храм, чтобы похитить Адальжизу. Осквернителю храма угрожает смерть. Норма предлагает Поллиону свободу, если он откажется от любви к Адальжизе и вернется к ней. Но римлянин предпочитает смерть. Тогда Норма приказывает друидам развести костер: на нем погибнет клятвопреступница — истинная виновница всех бед. Воины требуют открыть ее имя. Ко всеобщему изумлению Норма называет себя. Она признается во всем своему отцу — верховному жрецу Оровезо и поручает его заботам двух сыновей.

Огромный костер уже ждет свою жертву. Медленно поднимается на него Норма, но она не одна. Поллиона поразило величие ее подвига. Он вновь воспылал чувством любви к Норме и восходит на костер вместе со своей возлюбленной.