Леонкавалло. Опера «Паяцы»
Драма в 2 действиях с прологом. Либретто написано самим композитором.
Первое представление состоялось 22 мая 1892 года в Милане.
Действующие лица:
Канио, хозяин труппы странствующих комедиантов, тенор
Недда, его жена, сопрано
Тонио, баритон
Беппо, тенор
Сильвио, молодой крестьянин, баритон
Пролог. Появившийся перед занавесом комедиант Тонио сообщает зрителям, что им предстоит сегодня увидеть не плод досужего вымысла авторской фантазии, не ложь и обман, а кусок настоящей жизни. Происшествие, о котором будет рассказано со сцены, в свое время действительно имело место в жизни и глубоко потрясло автора.
— Итак, мы начинаем! — объявляет Тонио.
Первое действие. Площадь в калабрийской деревне Монтальто заполнена радостно возбужденной толпой. Нынешний вечер сулит много нового, интересного, такого, чего не увидишь каждый день. В деревушку прибыла труппа странствующих комедиантов, и хозяин ее — Канио обещает народу показать замечательное представление. В дверях фургона появляется жена Канио — Недда. К ней услужливо подбегает Тонио. Он хочет помочь Недде спуститься по ступенькам наземь, но, получив от хозяина звонкую пощечину, отходит в сторону, осыпаемый насмешками толпы. Глубоко в душу запало злопамятному Тонио нанесенное оскорбление. Он клянется при случае расквитаться с обидчиком. Тонио знает, чем можно больно уязвить хозяина. Канио ревнив, а у Недды в деревне, куда приехали комедианты, есть любовник — молодой крестьянин Сильвио. И правда, как только Канио уходит с пригласившими его крестьянами в таверну — распить бутылку-другую вина, Недда предается мечтам о Сильвио. Она ждет встречи с ним и поражена, когда вместо любимого видит перед собой уродливого Тонио. Он исподтишка подкрался к задумавшейся Недде и, пытаясь обнять ее, хочет обьясниться в любви. Недда наотмашь ударяет наглеца хлыстом к прогоняет прочь. Но хитрый и мстительный Тонио лишь делает вид, что уходит. На самом деле он прячется поблизости, чтобы подкараулить свидание влюбленных. Это ему удается. Он спешит за Канио и приводит его как раз в тот момент, когда Сильвио договаривается с Неддой о ее побеге. Разъяренный Канио кидается с ножом на Сильвио, но тому с помощью Недды удается бежать.
С тоской думает Канио о предстоящем представлении. Публике нет дела до чувств паяца. Ей в угоду должен он скрывать свое горе, смешить и потешать.
— Смейся, паяц, над разбитой любовью...— рыдая, восклицает Канио.
Второе действие. Вечер, комедианты готовятся к началу спектакля. Тонио барабанным боем сзывает зрителей, Бегаю приглашает их занять места. Представление начинается. Разыгрывается пьеса о том, как Коломбина обманывает мужа-Паяца. Паяц отлучился из дому, и Коломбина-Недда прихорашивается перед зеркалом, ожидая возлюбленного. Ей не приходится долго ждать. Слышна нежная серенада. Это Арлекин-Беппо, томно вздыхая, поет о своей любви. Коломбина подает ему знак войти: Арлекин может быть спокоен — мужа дома нет. Однако влюбленной парочке мешает Таддео-Тонио, принесший хозяйке с базара корзину провизии. Арлекин и Коломбина, наградив тумаками не ко времени явившегося увальня-слугу, выпроваживают его, а сами садятся за стол, чтобы полакомиться принесенными яствами. Ужин прерывает внезапное возвращение Паяца-Канио. Застав жену с любовником, он бросается на него с ножом. Прощальные слова Коломбины, обращенные к Арлекину, потрясают Канио — это те самые слова, которыми утром Недда провожала Сильвио. Разыгрываемая пьеса настолько тесно переплелась с жизнью, что Канио теряет над собой контроль и в порыве ревности закалывает жену. Ворвавшийся на сцену Сильвио хочет спасти Недду, но падает, сраженный ударом ножа.
— Комедия окончена! — объявляет Тонио.