Римский-Корсаков. Опера «Псковитянка»
Опера в 3 действиях, 6 картинах. Написана на текст одноименной драмы Л. А. Мея.
Первое представление состоялось 1 января 1873 года в Петербурге, на сцене Мариинского театра.
Действующие лица:
Царь Иван Васильевич Грозный, бас
Князь Юрий Иванович Токмаков, царский наместник и степенный посадник во Пскове, бас
Боярин Никита Матута, тенор
Князь Афанасий Вяземский, бас
Бомелий, бас
Михаил Андреевич Туча, посадничий сын, тенор
Юшко Велебин, гонец, бас
Княжна Ольга Юрьевна Токмакова, сопрано
Боярышня Степанида Матута, подруга Ольги, сопрано
Мамки: Власьевна, Перфильевна, меццо-сопрано
Голос сторожевого, тенор
Тысяцкий, судья, псковские бояре, посадничьи сыновья, опричники, рынды, московские стрельцы, сенные девушки, мальчишки, народ, ловчие царя
Первое действие. Первая картина. Летний вечер. В саду возле дома князя Юрия Токмакова, царского наместника во Пскове, слышатся девичьи голоса и смех. Это подруги княжеской дочери Ольги собрались под густой черемухой. Старухи-мамки Власьевна и Перфильевна, сидя на скамье, с удовольствием смотрят на резвящихся девушек. Только, Ольга не принимает участия в общей игре. Она мечтает о встрече с любимым — молодым посадничьим сыном Михайлой Тучей. Надоело девушкам играть в горелки. Веселая Стеша., подруга Ольги, зовет всех собирать малину да смородину. Увлекая за собой Ольгу, подруги разбегаются по саду. Под старой черемухой остаются мамки. Перфильевна пытается выспросить у старой няньки, правду ли говорят, что Ольга — не княжеская дочь. Но Власьевна не любит пустых разговоров — ничего не узнает от нее любопытная Перфильевна. Власьевна вспоминает о тревожных слухах из Новгорода:
Ведь царь Иван Васильевич
На Новгород прогневаться изволил,
Пришел со всей опричниной...
Возвращение девушек прерывает беседу нянек. Усаживаясь разбирать ягоды, они просят Власьевну рассказать сказку. Собравшись в кружок, с замиранием сердца слушают девушки сказку старой няни про царевну Ладу. Вдруг за забором слышен резкий свист. Девушки и няньки испуганно разбегаются. Издалека доносится песня Михайлы Тучи — он пришел проститься с Ольгой. Туча знает, что она просватана за боярина Матуту, и отец никогда не согласится выдать ее за бедного посадничьего сына. Михайло собирается в Сибирь, чтобы добыть там мехов и серебра. Ольга уговаривает его остаться во Пскове, обещает упросить отца отказать Матуте. Михайло соглашается. Из терема доносятся голоса. Туча убегает, а Ольга прячется.
Князь Юрий Токмаков и боярин Никита Матута выходят в сад. Князь поверяет будущему зятю семейную тайну: Ольга — не дочь Токмакова, она — дочь свояченицы князя, покойной Веры Шелоги. Отец Ольги неизвестен. Разговор Токмакова с Матутой прерывают звуки вечевого колокола — псковичей созывают на вече. Токмаков и Матута уходят.
Из-за кустов показывается пораженная, взволнованная Ольга. Она слышала рассказ своего названного отца.
Вторая картина. Ночь. Красные отблески костров освещают торговую площадь, посредине которой возвышается вечевое место. Тревожно гудит вечевой колокол на Троицкой башне. Со всех сторон сходятся толпы обеспокоенных людей. На вечевое место поднимается Юшко Велебин — гонец из Новгорода: царь Иван Васильевич идет на Псков Великий. Все единодушно готовы защищать Псков, вече, старинные вольности.
Новгородского гонца сменяет Юрий Токмаков. Он предлагает встретить царя хлебом-солью. Часть собравшихся поддерживает князя, но Туча не согласен просить милости царевой, он призывает земляков покинуть город. Туча, окруженный молодыми псковичами, уходит в леса. Князь Токмаков погружается в тягостное раздумье.
Второе действие. Первая картина. На площади во Пскове толпится народ. Следуя совету Юрия Токмакова, псковичи вышли встречать царя Ивана Васильевича. На крыльце княжеского терема появляется Ольга, сопровождаемая Власьевной. Тоскливо на сердце у Ольги с тех пор, как узнала она правду о своем рождении. Мысли девушки обращены к умершей матери. Она вспоминает могилу Веры Шелоги; Ольга навещала могилу в детстве, не зная, что здесь покоится родная мать. Власьевна, привыкшая крепко хранить семейную тайну, пробует уверить Ольгу, что князь нарочно рассказал Матуте небылицу, чтобы избавиться от него, но та не слушает няньку. В ней вдруг просыпается непонятное для нее чувство: девушка ждет-не дождется грозного царя.
Сопровождаемый опричниками и духовенством, показывается верхом на коне Иван Васильевич Грозный. Строгим и проницательным взглядом обводит он присмиревшую толпу.
Вторая картина. Комната в доме Токмакова. С поклонами приглашает князь царя Ивана отдохнуть с дороги. Подозрительно смотрит царь на псковских бояр, ему чудится измена. Войдя в горницу, Грозный продолжает издеваться над князем и боярами.
«...Устал... пора бы чарку выпить да закусить чем ни на есть во Пскове», — говорит, наконец, царь. Обрадованный Токмаков готовится угостить именитого гостя. С подносами выходят Ольга, Стеша, Власьевна. Потупя глаза, приближается Ольга к царю, робость не позволяет ей даже взглянуть на него. Грозный предлагает сначала хозяину отведать меда, а потом и сам принимает угощение. «Ну, поднеси теперь и мне. Да не с поклоном только, с поцелуем»,— говорит он Ольге. Девушка поднимает голову и прямо смотрит в лицо царю Ивану. Грозный впивается в нее глазами. Сходство девушки с любимой когда-то Верой Шелогой ошеломило его. Смятение охватило сердце царя Ивана. Ольга не спускает с него взгляда, светящегося нежностью и любовью. Она сама не понимает, почему такое счастье доставляет ей эта встреча. Растроганный царь Иван дарит девушке перстень и приглашает погостить в Москве.
Отослав всех посторонних, царь Иван остается с Токмаковым. Встреча с княжной и сходство ее с Верой Шелогой не на шутку его взволновали. Грозный решил дознаться, чья дочь Ольга. Токмаков не считает возможным скрывать от царя свою семейную тайну. Он признается, что Ольга — дочь Веры Шелоги, а жена его — Надежда из жалости «взяла на себя грех сестры». Царь узнает, что Вера давно уже скончалась, лишившись рассудка от пережитых горестей. Внезапная встреча с дочерью кажется Грозному «знаменьем божьим», и он торжественно заявляет: «Притупим мечи о камни. Псков хранит господь».
Третье действие. Первая картина. Действию предшествует симфоническая картина — «Лес, Царская охота, Гроза».
Издалека доносится песня Это Ольга, сопровождаемая девушками, идет в Печерский монастырь на богомолье. Ольга задерживается и прячется от подруг. Здесь, в лесу, она должна встретиться с Михайлой Тучей. Появляется Туча. Ольга зовет любимого обратно, во Псков, но Туча не желает смириться и признать правоту царя Ивана. Он предлагает Ольге вместе бежать из Пскова. Ольга соглашается, но радость влюбленных преждевременна: за девушкой от самого города следит боярин Матута. По его приказу холопы бросаются на молодых людей, ранят Тучу и, связав Ольгу, уносят ее с собой.
Вторая картина. На гористом берегу реки Медедни, вблизи Пскова, расположена ставка Ивана Грозного. Лунная ночь. Отвлекшись от государственных забот, вспоминает царь свою встречу с Ольгой. Всплывает в памяти далекое прошлое — Вера Шелога, их встреча в лесу, недолгая любовь. Входит опричник князь Вяземский и сообщает, что задержал в лесу Матуту, пытавшегося похитить дочь князя Токмакова. Гнев, охвативший царя, страшен. Но хитрый Матута рассказывает, что Ольга поймана им во время свидания с «ослушником воли царской» Михайлой Тучей.
Грозный прогоняет боярина и велит позвать Ольгу. Девушка умоляет защитить ее от Матуты и помиловать Тучу. Она рассказывает о своих детских годах, о том, как ребенком молилась, повторяя вслед за няней: «Господи, помилуй отца и государя моего». Царь Иван растроган.
Слышны громкие голоса. Туча со своими товарищами решил напасть на царскую ставку, чтобы освободить Ольгу. Царь велит опричникам перестрелять вольницу, а Михайлу «взять живым».
Вольница разбита. Доносятся прощальные возгласы Тучи. Ольга спешит к нему из шатра. Слышен залп. Все товарищи Тучи пали в бою, сам он бросился в Медедню. Опричники вносят на руках тело Ольги, убитой во время схватки. Грозный устремляется к дочери: «Безумная, ты слышишь ли? — восклицает он.— Ведь я тебе...». Он не договаривает готовое сорваться слово «отец».
Собравшиеся жители Пскова оплакивают падение великого города и безвременную гибель Ольги. Звучит мудрый вещий голос народа, призывающий к объединению родной земли.