Сергей Васильевич Рахманинов
Родился 20 марта 1873 года в Новгородской губернии, в имении Онег, принадлежавшем его матери. Дед и отец композитора были одаренными музыкантами. В 1882 году Рахманинов поступил в Петербургскую консерваторию, где учился у Н. И. Демянского. В 1885 году перешел в Московскую консерваторию в класс Н. С. Зверева; несколько лет спустя начал заниматься у своего двоюродного брата, выдающегося пианиста А. И. Зилоти, а по теоретическим предметам — у С. И. Танеева и А. С. Аренского. В 1891 году Рахманинов окончил консерваторию по классу фортепиано и в следующем году по классу композиции, получив золотую медаль за свою экзаменационную работу — одноактную оперу «Алеко», написанную в течение семнадцати дней.
Еще в консерваторские годы композитор написал значительное число произведений, в том числе несколько симфонических сочинений, концерт для фортепиано с оркестром, ряд романсов (известный романс «В молчаньи ночи тайной» написан, когда автору было шестнадцать лет). К 1892 году относится, кроме оперы «Алеко», пять фортепианных пьес (соч. 3); к 1893 году — симфоническая фантазия «Утес», первая сюита для двух фортепиано и «Элегическое трио», посвященное памяти П. И. Чайковского. В 1897 году в Петербурге под управлением А. К. Глазунова была исполнена Первая симфония Рахманинова.
С девятисотых годов начинается расцвет деятельности Рахманинова как композитора, пианиста и дирижера. Одно за другим появляются произведения, доставившие ему заслуженную славу на родине и за рубежом — романсы, Второй концерт для фортепиано с оркестром, соната для фортепиано и виолончели, кантата «Весна», фортепианные прелюдии, оперы «Скупой рыцарь» (1904) и «Франческа да Римини» (1904), Вторая симфония, Третий концерт для фортепиано с оркестром, симфонические поэмы «Остров мертвых» (1909) и «Колокола» (1913) и ряд других.
Рахманинов, наряду с Листом и Антоном Рубинштейном, вошел в историю как один из гениальных пианистов. В качестве дирижера Рахманинов также проявил себя великолепным мастером. Он нередко выступал в симфонических концертах, дирижировал и в оперных театрах (в сезон 1897—1898 годов в московском частном оперном театре С. И. Мамонтова, в 1904—1906 годах в Большом театре). Партитуры «Ивана Сусанина», «Русалки», «Князя Игоря», «Евгения Онегина», «Пиковой дамы» под управлением Рахманинова зазвучали с новой силой и красотой.
В конце 1917 года Рахманинов покинул Россию и последний период жизни провел в Америке. Здесь им создано относительно немного произведений; наиболее крупные из них — Четвертый концерт для фортепиано с оркестром, «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром, Третья симфония и «Симфонические танцы» для оркестра. Лучшее произведение зарубежного периода — Третья симфония — проникнуто глубоко задушевным воспоминанием о Родине. Когда началась Великая Отечественная война, Рахманинов передал через советского консула сбор с нескольких своих концертов в фонд помощи советским воинам. Композитор непоколебимо верил в конечную полную победу русского народа над врагом.
Сергей Васильевич Рахманинов умер в Лос-Анжелосе (Калифорния) 28 марта 1943 года.
Творчество Рахманинова, сочетающее богатство содержания, глубину и силу чувства с законченностью и красотой музыкального выражения, вошло в золотой фонд русского классического искусства. Широкие, напевные темы — то плавные, то взволнованно страстные,— богатый гармонический язык, четкие, волевые ритмы, органическая связь с русской народной песней и яркий народно-национальный характер,— таковы основные черты рахманиновского стиля.
Во всех трех операх Рахманинова главенствует трагическая тема. Однако в «Алеко» и «Франческе да Римини» трагедийность значительно смягчается светлым, жизнеутверждающим началом. «Алеко» написан в традициях русской классической оперы. Несмотря на заметное влияние Чайковского, здесь уже проявилась самобытность молодого автора. «Алеко» пленяет своей вдохновенной поэзией, благородством вкуса, искренней эмоциональностью, яркостью трактовки образов пушкинской поэмы.
Существенно отличаются от «Алеко» по стилю одноактные оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». От ариозного, кантиленного изложения вокальных партий композитор нередко переходит здесь к декламационному речитативу. Другой особенностью этих опер является значительное усиление роли оркестра, благодаря чему музыка принимает подчас характер вокально-симфонической поэмы. Ряд сцен в «Скупом рыцаре» и «Франческе да Римини» отмечен огромной впечатляющей силой; таковы, в особенности, монолог Барона в первой опере и любовный дуэт Франчески и Паоло во второй.