Вагнер. Опера «Риенци»
Трагическая опера в 5 действиях. Либретто по роману Э. Булвер-Литтона «Риенци, или Последний трибун» написано самим композитором.
Первое представление состоялось 20 октября 1842 года в Дрездене.
Действующие лица:
Кола Риенци, папский нотариус, тенор
Ирена, его сестра, сопрано
Стефано Колонна, глава семьи Колонна, баритон
Адриано, его сын, меццо-сопрано
Паоло Орсини Раймондо, папский легат, бас
Брончелли, тенор
Чекко дель Векте, бас
Вестник мира, сопрано
Герольд, сопрано
Ломбардские посланники, неаполитанцы, баварцы, богемцы.
Римские вельможи, горожане, францисканцы, драбанты, воины.
Первое действие. Середина XIV столетия. Римская улица. Ночь. Патриций Орсини с группой сородичей пытается похитить сестру папского нотариуса Риенци — плебея, любимого народом и ненавидимого всей римской знатью. Похищение не удается. Крики Ирены привлекают внимание патрициев из рода Колонна, проходящих мимо. Глава рода Стефано приказывает Орсини оставить девушку. Им руководит не столько желание помочь обиженной, сколько стремление досадить Орсини, с которым его род находится во вражде. Начинается драка. Сын Стефано — молодой Адриано узнает в девушке Ирену — сестру Риенци. Адриано любит Ирену и спешит к ней на помощь.
Появляется Риенци, за ним следуют друзья, народ. Вельможи осыпают Риенци насмешками и оскорблениями. Народ готов вступиться за своего любимца, но Риенци призывает сограждан к спокойствию и выдержке — время народного восстания еще не пришло. Патриции покидают улицу. Остается только Адриано. Риенци не может простить Колоннам убийства своего младшего брата, который пал безоружным от руки одного из представителей их рода.
Ради любимой Ирены Адриано готов чем угодно искупить вину своих родичей. — Единственным искуплением может явиться участие Адриано в борьбе за счастье и независимость народа,— говорит юноше Риенци.
Оставшись вдвоем, Ирена и Адриано мечтают о близком счастье. Издали доносятся звуки труб. Это сигнал к восстанию. Собравшийся народ славит Риенци, который поведет простых людей на битву за свободу и счастье.
Второе действие. Римский Капитолий. Народ, предводительствуемый Риенци, победил. Все прославляют трибуна, который в роскошном одеянии слушает вестника мира. Война окончена, знать покорилась народу.
Однако Стефано Колонна и Орсини не хотят подчиниться плебею, ненависть к народному трибуну объединила прежних врагов, и они сговариваются убить трибуна на сегодняшнем пиршестве. Адриано, возмущенный готовящимся преступлением, решает рассказать обо всем Риенци, хотя этим он выдаст родного отца. Начинается пир. Адриано хочет сообщить трибуну о грозящей ему опасности, но в последнюю минуту у юноши нехватает духа назвать имена заговорщиков. Начинается пантомима. Во время танцев Орсини подходит к Риенци и наносит ему кинжалом удар в грудь. Сотни рук немедленно хватают убийцу и его сообщников. Но Риенци остался жив. Стальная кольчуга, скрытая под парадной одеждой, спасла его. Народ расходится. В зале остаются только судьи. Они приговаривают к смерти злодеев, посягнувших на жизнь народного трибуна.
Осужденных уводят. Риенци один. Стремительно вбегают Ирена и Адриано. Они умоляют трибуна даровать жизнь Стефано Колонна. Риенци колеблется — зачем проливать столько крови? Когда народ и судьи снова заполняют залу, он просит о помиловании виновных. Народ, пораженный великодушием своего трибуна, исполняет его просьбу.
Третье действие. Прощенные Риенци патриции вновь выступили против плебеев. Друзья упрекают Риенци в нерешительности. Врагов нельзя щадить! Риенци клянется повести народ в поход против знати.
Адриано в смятении. Он понимает, что патрициям не устоять перед силой народа и молит Риенци не губить отца. Но на этот раз трибун не внимает его просьбе. Адриано надеется предотвратить кровопролитие. Он хочет бежать к отцу и уговорить его подчиниться Риенци. Появившаяся Ирена умоляет его остаться. Издали доносится звон мечей, боевые кличи — народ победил. На носилках вносят бездыханное тело убитого Стефано. Над трупом отца Адриано клянется мстить Риенци.
Торжественная процессия победителей направляется к Капитолию.
Четвертое действие. Против Риенци зреет новый заговор. Его друзья Брончелли и Чекко считают, что политика трибуна не способствует укреплению Римской республики. Риенци изменник — его нужно убить. В этой мысли их поддерживает Адриано. Он предлагает совершить убийство сегодня же, во время торжественного шествия в собор.
К собору приближается шествие. Риенци идет под руку с Иреной. Гневными словами клеймит он выступивших из толпы заговорщиков. Заговорщики смущены. Адриано с проклятьем скрывается в толпе. Риенци поднимается на ступеньки храма, но вдруг в тревоге останавливается. Из собора доносится хор монахов, предающих трибуна проклятию. Церковь отвернулась от него. Народ в ужасе расходится. К растерянной, убитой горем Ирене подбегает Адриано. Она должна покинуть брата, уехать из Рима. Но Ирена останется с Риенци: для нее он все тот же народный трибун и герой.
Ирена бросается к брату, Риенци нежно прижимает сестру к своему сердцу.
Пятое действие. Риенци в Капитолии. Друзья отреклись от него. Только Ирена готова умереть вместе с братом. Появившийся Адриано умоляет Ирену покинуть Капитолий. Последний час Риенци настал. Капитолий будет сожжен. В пламени погибнет Риенци, а вместе с ним и Ирена. Но девушка непреклонна: с презрением отталкивает она Адриано. В окна уже видно колеблющееся пламя факелов. Возбужденная толпа кидает факелы в Капитолий — разгорается пожар. Риенци с Иреной стоят на балконе, в них летят камни, огонь уже лижет их ноги. Адриано силой хочет оторвать Ирену от брата, но огненный шквал увлекает всех троих в бушующее море пламени.