Римский-Корсаков. Опера «Садко»
Опера-былина в 7 картинах. Либретто по мотивам былин написано композитором совместно с В. Бельским.
Первое представление состоялось 26 декабря 1897 года в Москве на сцене частной оперы.
Действующие лица:
Фома Назарьич, старшина, тенор
Лука Зиновьич, воевода
Садко, гусляр и певец в Новгороде, тенор
Любава Буслаевна, молодая жена его, меццо-сопрано
Нежата, молодой гусляр из Киева-города
Скоморошину удалые: Дуда, бас, Сопель, тенор
Первый и второй скоморохи, меццо-сопрано
Первый и второй волхвы, тенора
Заморские торговые гости:
Варяжский, бас
Индийский, тенор
Веденецкий, баритон
Окиан-Море, царь Морской, бас
Волхова, царевна прекрасная, его дочь молодшая, любимая, сопрано
Видение: Старчище могуч-богатырь в образе калики перехожего, баритон
Хор: Новгородский люд обоего пола и всяких сословий, торговые гости новгородские и заморские, корабельщики, дружина Садка, скоморохи — веселые молодцы, калики перехожие — угрюмые старики. Водяные красные девицы, белые лебеди, чуда морские.
Балет: Царица Водяница Премудрая, жена царя Морского и двенадцать старших дочерей его, что замужем за синими морями. Ручейки — внучата малые. Сереброчешуйные и золотоперые рыбки и другие чуда морские.
Первая картина. В богатых хоромах Новгородской братчины пируют торговые гости. Звонкими песнями развлекают гусляры захмелевших купцов, скоморохи потешают веселыми игрищами. Пришедший на пир гусляр Садко не хочет льстиво славить несметные богатства именитых гостей. Смелый и решительный, поет он вольную песню; кабы была у него золота казна, не сидел бы он сиднем в Новгороде, снарядил бы Садко корабли быстрые, накупил бы товару красного да поехал по морю синему добывать славу родной земле.
Не по нраву пришлись купцам дерзкие речи. Всполошились новгородские настоятели — уж не хочет ли гусляр отнять у них власть? Прогнали настоятели Садко с пира веселого.
Вторая картина. Пришел Садко к берегу Ильмень-озера, песней хочет разогнать тоску-кручинушку. Глядит — всколыхнулась вода, и плывут по ней белые лебеди и серые утицы. Обернулись лебедушки девицами пригожими, а краше всех — Волхова, дочь Морского царя. Поет веселую песню гусляр, потешает Волхову. Залюбовался Садко прекрасной царевной, совсем забыл о своей молодой жене Любаве Буслаевне.
Быстро миновала ночь, скоро солнышку взойти — пора Волхове возвращаться на дно морское. И дарит царевна на прощание полюбившемуся гусляру три рыбки — перья золотые. Закинет Садко в Ильмень-озеро сети, получит рыбок заветных, станет богат и счастлив, сбудутся его мечты: отправится гусляр по белому свету странствовать, завоевывать славу любимому Новгороду.
Третья картина. Всю ночь просидела в тоске у оконца Любава, понапрасну прождала любимого мужа. Злая кручина гложет сердце Любавы — разлюбил ее Садко. Вернулся домой гусляр, но не о жене мысли его. Решил Садко идти на пристань и побиться о велик заклад: есть в Ильмень-озере рыба золото-перо.
Четвертая картина. Пристань на берегу Ильмень-озера. В разгаре торг. Дивится новгородский люд заморским диковинам. Калики перехожие песню про быль и правду поют, скоморохи веселят народ. Приходит Садко,— знает он про чудо-чудное, ведает про диво-дивное: есть в Ильмень-озере рыба золото-перо. Будет биться с настоятелями гусляр о велик заклад. Заложат настоятели золоту казну, Садко — свою буйну голову. Сел в ладью Садко, забросил сети в озеро, вытянул дивных рыб. Садко стал богачом, а настоятели — голью последнею. Кликнул гусляр удалых молодцов, закупил товары, снарядил быстрые корабли, поплывет он в далекие страны. На прощанье Садко просит заморских гостей про края свои рассказать — посоветовать, куда путь держать. Рассказывает Варяжский гость о суровой своей родине. Чудеса далекой Индии восхваляет Индийский гость. Торговый город Венецию славит Веденецкий гость.
Прощается Садко с неутешной женой, с новгородским людом, запевает песню удалую, отплывает с дружиной в далекий путь.
Пятая картина. По синю-морю плывут корабли, лишь один корабль Садко на месте стоит: держит его, не пускает таинственная сила. Разгневался Морской царь — не платил ему гусляр дани. Бросили жребий дружинники — кому на дно морское опускаться. Выпало на долю Садко отправляться к Морскому царю. Как только погрузился гусляр в пучину, тотчас белым кречетом полетел по волнам его корабль.
Шестая картина. В лазоревом тереме подводного царства очутился Садко. Грозно встретил его Морской царь. Но заиграл, запел гусляр, и сменил царь гнев на милость, решил обвенчать полюбившегося молодца с дочкой Волховою.
Собрались морские чудища на свадьбу царевны с гусляром. Обвели молодых вокруг ракитова куста. Подыгрывает на гуслях Садко веселой пляске, не утерпел Морской царь, пустился в пляс. Разбушевалось море-океан, тонут один за другим корабли.
Неведомо откуда появился Старчище могуч-богатырь, вырвал Старчище гусли у Садко, остановил пляску, приказал царю отпустить Волхову к Новгороду — быть ей речкой быстрою, а гусляру служить песней родному городу.
Медленно проплывает раковина, запряженная касатками,— Садко и царевна Волхова направляются к Новгороду.
Седьмая картина. Стремительно мчится брачный поезд Садко и Морской царевны.
На крутом бережку Ильмень-озера уснул Садко, убаюканный ласковой колыбельной песней Волховы. Занимается заря. Пришла пора царевне навек проститься с милым, обернуться быстрой речкой.
Проснулся Садко, осматривается вокруг, вслушивается в причитания пришедшей на берег Любавы. Спешит навстречу жене гусляр — по белу свету наездился, теперь будет с женой в добре и согласии жить.
Рассеялся туман, видна широкая река, а по ней корабли бегут, впереди всех корабль Садко.
Собравшийся народ славит гусляра Садко, Волхову-реку, сине море-океан.