Рихард Штраус
Родился 11 июня 1864 года в Мюнхене. Начальные уроки музыки получил у отца — превосходного музыканта, валторниста придворной оперы, а затем занимался с Б. Вальтером и Ф. Мегерам. Первые композиторские опыты Штрауса привлекли внимание Г. Бюлова, и он пригласил молодого музыканта занять должность капельмейстера Мейнингенской оперы. Вскоре после этого Штраус становится дирижером оперного театра в Мюнхене, затем на протяжении нескольких лет успешно работает капельмейстером Веймарской оперы, а с 1898 года является первым дирижером Берлинского оперного театра.
С 1919 по 1924 год Р. Штраус совместно с Ф. Шальком руководит Венской оперой.
Первые крупные произведения композитора относятся к жанру симфонической музыки. Он создает программные симфонические поэмы — «Макбет», «Из Италии» (1887), «Дон Жуан» (1889), «Смерть и просветление» (1890), «Тиль Уленшпигель» (1895), «Гак говорил Заратустра» (1896), «Дон Кихот» (1898), «Жизнь героя». Программность в большинстве этих произведений подменена грубым натурализмом, внешней иллюстративностью.
В 1894 году композитор сочиняет свою первую оперу «Гунтрам», написанную под сильным влиянием Вагнера. Успеха она не имела и быстро сошла со сцены. Не удержалась в репертуаре и другая опера Штрауса «Feuersnot» (1901). Следом за ними появляются одноактные оперы «Саломея» (1905), на полный текст драмы О. Уайльда и «Электра» (1909), по пьесе Г. Гофмансталя.
В 1911 году композитор пишет комическую оперу «Кавалер розы». В партитуре «Кавалера розы» использованы песенно-танцевальные мелодии, большое место отведено грациозному, легкому вальсу.
В 1912 году Штраус делает попытку возродить оперу-буфф, сочинив оперу «Ариадна на Наксосе» (вторая редакция — 1916), затем пишет мистическую оперу «Женщина без тени» (1919). Вслед за ними появляются оперы «Арабелла» (1929), «Молчаливая женщина» (1935), «День мира» (1938), «Дафна» (1938), «Каприччио» (1942), «Любовь Данаи» (1940—1944).
Умер Рихард Штраус 8 сентября 1949 года а Гармише (Бавария).