Пуччини. Опера «Тоска»
Музыкальная драма в 3 действиях. Либретто по одноименной драме В. Сарду написано Д. Джакозой и Л. Илликой.
Первое представление состоялось 14 января 1900 года в Риме.
Действующие лица:
Флория Тоска, певица, сопрано
Марио Каварадосси, художник, тенор
Цезарь Анжелотти, революционер, бас
Барон Скарпиа, начальник полиции, баритон
Ризничий, баритон
Сполетти, полицейский, тенор
Скьяроне, жандарм, бас
Тюремщик, бас
Первое действие. Церковь в Риме. Бежавший из тюрьмы революционер Анжелотти скрывается в церковной часовне от преследований папской полиции. Ему горячо помогает друг и единомышленник, художник Каварадосси, который работает в этой церкви — пишет лик Магдалины. Каварадосси указывает беглецу потайную дорогу, по которой тот сможет пробраться в домик художника.
Побег Анжелотти открыт. Получив сведения, что революционер прячется в церкви, начальник тайной полиции — барон Скарпиа приходит сюда со своей свитой для обыска. Он догадывается, что художник причастен к укрывательству Анжелотти, и хочет выведать, где находится беглец, через возлюбленную Каварадосси — певицу Флорию Тоску, за которой полицейским приказано зорко следить. Скарпиа добивается не только поимки опасного мятежника — у начальника полиции есть и другая цель. Наглый, жестокий, сластолюбивый, он решил во что бы то ни стало овладеть красавицей-Тоской. Скарпиа восстанавливает Тоску против ее любимого, разжигая в ней ревность, — он уверяет, что в церкви происходят свидания Каварадосси с маркизой Аттаванти, на которую очень похожа нарисованная художником Магдалина. Улика обвинения налицо — это веер, забытый маркизой в церкви. Тоска в гневе клянется отомстить изменнику. Скарпиа торжествует — осуществление его коварного замысла приближается.
Второе действие. Комната Скарпиа во дворце. Скарпиа убрал соперника со своего пути — Каварадосси арестован как сообщник Анжелотти. Но самого революционера полицейским разыскать не удалось. На допросе художник, несмотря на пытки, отказывается выдать, где находится Анжелотти. Тоска, которую Скарпиа вызвал к себе, слышит стоны возлюбленного; она не в силах вынести его мучения и признается, что революционер спрятан в саду, в колодце. Каварадосси уводят в тюрьму, его ждет казнь. Только одной ценой Скарпиа согласен помиловать свою жертву — ценой любви Тоски. Напрасны мольбы — изверг непреклонен, и несчастная женщина кивает головой в знак согласия.
Скарпиа обещает Тоске освободить арестованного. Однако сперва необходимо «разыграть сцену казни» — будет дано распоряжение стрелять холостыми патронами. По настоянию Тоски, Скарпиа пишет пропуск на выезд из Рима для нее и Каварадосси, потом подходит к Тоске, намереваясь ее обнять. В этот момент Тоска ударом кинжала убивает злодея.
Третье действие. Площадка на башне замка. Тюрьма. Остался лишь час до казни Каварадосси. Мысль о недавнем счастье, скорбь и отчаяние раздирают душу узника. «О, сладкие воспоминания,— пишет он Тоске,— как легкий дым, так быстро все исчезло... Мой час настал, и вот я умираю... Никогда я так не жаждал жизни...»
Неожиданно появляется Тоска, и вместе с ней приходит весть о спасении. Каварадосси свободен! Его и Тоску ждет внизу карета. Предстоит только сначала подвергнуться обряду мнимого расстрела. Выстраиваются солдаты, раздается залп. Но обещание, которое Скарпиа дал Тоске, оказалось вероломным; выстрел сделан боевыми патронами. Каварадосси убит.
Внизу слышны крики — разнеслась весть об убийстве Скарпиа, за Тоской пришли полицейские. Тоска бросается с башни замка.