Верди. Опера «Трубадур»
Опера в 4 действиях. Либретто по одноименной драме Г. Гутьереца написано С. Каммарано.
Первое представление состоялось 19 января 1853 года в Риме.
Действующие лица:
Граф ди Луна, баритон
Герцогиня Леонора, сопрано
Манрико, трубадур, тенор
Азучена, цыганка, меццо-сопрано
Фернандо, начальник графской стражи, бас
Рюиц, друг Манрико, тенор
Инесса, наперсница Леоноры, сопрано
Первое действие — «Дуэль». Первая картина. У старого графа ди Луна было два сына. Однажды ночью, когда все в замке спали, цыганка-колдунья прокралась в детскую комнату и околдовала младшего из сыновей. С тех пор ребенок стал хиреть. Колдунью поймали и сожгли на костре. Дочь ее — молодая цыганка Азучена поклялась отомстить за мать. В ночь казни она со своим сыном на руках пробралась в замок ди Луна, выкрала графское дитя из колыбели, и бросила в огонь, на котором сгорела мать.
Обо всем этом рассказывает офицер Фернандо ночью в замке молодого графа ди Луна караульным солдатам. — Старый граф уже давно умер, — заканчивает свой рассказ Фернандо, — но он до самой смерти не верил в гибель младшего сына, хотя кости ребенка были найдены в пепле костра. Перед смертью старик завещал старшему сыну найти цыганку и отомстить ей.
Караульные солдаты по приказу владельца замка должны выследить неизвестного трубадура, уже не первую ночь распевающего серенады под окнами дворца прекрасной Леоноры. Граф влюблен в Леонору и ревнует к ней таинственного певца.
Вторая картина. Сад герцогини Леоноры. Темная ночь, видны лишь очертания деревьев и светлые ступени мраморной лестницы, ведущей во дворец герцогини. Сама она, гуляя с наперсницей Инессой по саду, рассказывает о своей любви к незнакомому рыцарю. На последнем турнире он победил всех соперников, и Леонора увенчала его лаврами. Она знает, что рыцарь отвечает ей взаимностью — недаром каждую ночь он поет под ее окнами. Девушки поднимаются по лестнице и исчезают во дворце. Откуда-то из чащи темных зарослей доносится пение. Привлеченный им, входит в сад граф ди Луна—поет все тот же ненавистный трубадур. На голос певца появляется и Леонора. В темноте она принимает графа за певца, спешит к нему, но из-за облаков выглядывает луна, и Леонора убеждается в своей ошибке. Из тени деревьев выступает трубадур. Девушка узнает в нем рыцаря-победителя на последнем турнире, а граф — своего заклятого врага Манрико, осужденного на смерть и изгнанного из Арагонии. Противники скрещивают шпаги.
Второе действие — «Цыганка». Первая картина. В Бискайских горах, среди полуразрушенных строений, разбили свои шатры цыгане. Повсюду горят костры. У одного из них сидит Азучена, рядом — ее сын Манрико. Цыганка рассказывает Манрико печальную, никому не ведомую историю. В ту страшную ночь, когда сожгли ее мать, Азучена, не помня себя от ярости, совершила роковую ошибку: бросила в огонь не сына старого графа, а своего собственного ребенка. В живых остался сын графа — Манрико, которого Азучена воспитала, как родного сына. Гибель матери Азучены осталась неотомщенной. Долг Манрико — отомстить за нее.
Итак Манрико не сын Азучены, но он любит ее глубокой, сыновней любовью. Она заменила ему мать, не раз спасала от смертельной опасности и только что выходила после тяжелого ранения на дуэли с графом ди Луна. Появляется друг Манрико — Рюиц. Он принес недобрую весть: Леонора, решив, что трубадур погиб на дуэли с графом, собирается удалиться в монастырь. Потрясенный этим известием, Манрико прощается с Азученой и спешит к Леоноре.
Вторая картина. Ночь. Бесшумно продвигается к монастырю отряд солдат, возглавляемый графом ди Луна и Фернандо. Они собираются похитить Леонору прежде, чем она примет монашеский постриг. Граф бросается к вышедшей из часовни девушке, но перед ним появляется Манрико со своими друзьями. Короткая ожесточенная схватка—разбитый наголову отряд графа в смятении бежит с поля боя. Леонора, не веря своим глазам, бросается в объятия Манрико, которого считала погибшим.
Третье действие — «Сын цыганки». Первая картина. Лагерь графа ди Луна. Войска графа осаждают крепость, за надежными стенами которой Манрико укрывает Леонору. К вышедшему из палатки графу солдаты приводят цыганку, бродившую вокруг лагеря. Она прикидывается бедной странницей, не замышлявшей ничего дурного. Ее готовы отпустить, как вдруг появляется Фернандо. Несмотря на седые волосы и глубокие морщины, он узнает в цыганке ту женщину, которая когда-то бросила в огонь брата графа. Уличенная Азучена в отчаянии призывает Манрико. Это еще больше ожесточает графа. Он отдает приказ отвести цыганку в тюрьму и сжечь на костре.
Вторая картина. В крепости. Леонора вместе с Манрико направляется в капеллу, где должно состояться их бракосочетание. Стремительно вбегает Рюиц: враги захватили Азучену и собираются ее казнить. В окнах капеллы уже видны отблески пламени разожженного костра. Манрико вместе с воинами спешит на выручку Азучены.
Четвертое действие — «Казнь». Первая картина. Попытка Манрико спасти ту, которую он называл матерью, не удалась. Его отряд рассеян, сам он попал в плен и брошен в подземелье, где уже находится Азучена. На площади перед тюремной башней появляются Леонора и Рюиц. Он указывает девушке едва заметные в темноте очертания подземелья, где томятся узники. У Леоноры созрел план спасения возлюбленного: она согласна стать женой графа, если он помилует Манрико. Граф принимает ее условие, не подозревая, что Леонора решила выпить скрытый в кольце яд.
Вторая картина. В мрачном подземелье Манрико и Азучена предаются горьким воспоминаниям о минувших днях, о свободной жизни в горах. Вдруг появляется Леонора с радостной вестью — Манрико свободен. Но свобода ему уже не нужна. Принятый Леонорой яд начинает действовать, и девушка падает замертво на руки любимого.
Вошедший граф ди Луна находит только что ставшую его женой Леонору мертвой в объятиях врага. Он приказывает увести Манрико на плаху, а сам, глумясь над Азученой, подводит цыганку к окну.
— Видишь, Манрико мертв!
— Это был твой брат,— бросает графу в ответ цыганка. — Мать, теперь ты отомщена!
Произнеся эти слова, Азучена замертво падает на землю.