Опера «Ундина»
"УНДИНА", опера в 3-х д. Либретто В.А.Соллогуба по книге "Ундина. Старинная повесть, рассказанная на немецком языке в прозе бароном Ф.Ламотт-Фуке", на русском в стихах В.А.Жуковским.
Сочинялась в Москве, янв.1869 - Каменке, июль 1869 года.
Впервые исполнены отрывки из оперы 16 марта 1870, Москва, концерт в Большом т-ре: Интродукция, песня Ундины и финал I д. Дирижер Э.Н.Мертен. Ундина - А.Д.Александрова-Кочетова, Гульбранд - А.М.Додонов.
Сюжет:
I д. Старый рыбак Гольдман и его жена Берта беспокоятся об их приемной дочери Ундине, которая куда-то запропастилась. Входит рыцарь Гульбранд и просит ночлега. Он рассказывает о страшном лесе и об "ангеле светлой красоты", который спас его. Этим "ангелом" оказывается Ундина. Беседу старика, старухи и рыцаря прерывает появление Ундины, которая поет ариозо: "Ручеек - мой дядя, водопад - мой брат!" Рыцарь объясняется девушке в любви. Они решают пожениться и поспешно оставляют хижину, сообщив старику о своем решении. Начинается буря. Гульбранд борется со стихией, неся Ундину на плече.
II д. Герцог, на площадке дома которого происходит действие, является названным отцом Бертальды, жаждет отомстить Гульбранду за его брак с Ундиной. Бертальда все еще любит Гульбранда и ревнует его к Ундине. Появившийся рыцарь в дуэте с Бертальдой сообщает, что разлюбил Ундину и возвращается к прежней возлюбленной. На пиру, прославляющем Бертальду, Ундина поет балладу, из которой выясняется, что Бертальда - дочь Гольдмана и Берты. Рыцарь прогоняет Ундину "в нечистый край, тебе родной". Девушка с горя бросается в Дунай. Хор свидетельствует: "судьбы совершились веленья, Ундина погибла в волнах". Рыцарь хочет спасти Ундину, но его удерживают. Герцог в недоумении.
III д. Сцена представляет собой дорогу. Вдали виден храм. Рыцарь опять влюблен в Ундину и оплакивает ее. Бертальда зовет рыцаря в храм, где все готово к их браку. Гульбранд колеблется. Появившийся Герцог рассказывает, что его по ночам преследует призрак Ундины, умоляющий не допустить брак Гульбранда и Бертальды. Последняя настаивает. Ее не останавливает даже появление Гольдмана, который произносит те же слова запрета, что и Герцог. Он и Герцог узнают от наперсника Альвальдо, что по дороге из колодца вышла Ундина и расстроила брачное шествие. Вбегает возбужденный рыцарь, за ним Ундина. Следует их любовный дуэт, после которого Гульбранд падает мертвым. Ундина оплакивает его и исчезает, оборачиваясь фонтаном. На сцене - ночь и лунное сияние. Под звуки хора:
"Свершилось чудное, а нам
Смириться должно, перед небом,
Внимать его священной воле
И прославлять его дела"
заканчивается опера.
Музыкальный материал оперы был позже использован: интродукция к опере без существенных изменений стала интродукцией к "Снегурочке", а песня Ундины из д. I "Водопад, мой дядя" - 1-й песней Леля. Финальный дуэт Ундины и Гульбрандта из III д. оперы переделан в дуэт Одетты и Зигфрида из "Лебединого озера" По свидетельству Н.Д.Кашкина, свадебный марш из III д. оперы без средней части использован в симфонии № 2, ч. II
"Ундина" - вторая опера Чайковского. создавалась на уже готовое либретто, написанное для композитора А.Ф.Львова, опера которого была поставлена в Петербурге в 1848, но провалилась. Чайковский с детства знал этот сюжет и любил его. "Ундина" Жуковского была любимой книгой в семье Чайковских. Ундиночкой называли его сестру Александру. Первое издание "Ундины" В.А.Жуковского сохранилось в клинском музее в личной библиотеке композитора, а в ней между старинными гравюрами иллюстраций лежат засушенные цветы. Позже, вплоть до последнего года жизни, Чайковский несколько раз принимался еще и еще раз обратиться к сюжету Ундины и написать то оперу, то балет на этот сюжет.
А тогда, в 1869 году, молодой Чайковский работал над оперой очень быстро и с увлечением. Он спешил, так как рассчитывал на обещание Дирекции Императорских театров поставить оперу, если партитура будет готова к осени 1869. Обещание было нарушено - в мае 1870 "Ундина" была отвергнута синклитом дирижеров императорских театров во главе с К.Лядовым (отцом А.К.Лядова). Чайковский забрал партитуру из Дирекции и, по собственному признанию, её потом уничтожил в 1873, не дав "Ундине" увидеть света рампы.
Судя по сохранившимся отрывкам, в развитии сюжета большую роль играли картины природы и средневекового быта, дававшие возможность Ч. проявить дар к изобразительно-живописному письму. Сохранившиеся свадебное шествие последнего акта и ария Ундины из I д. дают представление о владении Чайковским к тому времени средствами колористического письма. В этом смысле примечателен финал I а.: Наводнение, потоп, во время которого Ундина увлекает за собой Гульбранда. Дуэт Ундины и Гульбранда впоследствии стал знаменитым фрагментом во 2 акте Лебединого озера, дуэтом Одетты и Зигфрида, где голоса певцов были заменены на дуэт виолончели и скрипки. Опера "Ундина" стала важнейшим творческим моментом в жизни Чайковского на его пути к "Лебединому озеру" и "Снегурочке".
П. Е. Вайдман