Серов. Опера «Вражья сила»
Опера в 5 действиях. Либретто по драме А. Н. Островского «Не так живи, как хочется» написано А. Н. Островским (1, 2, 3 действия), П. Калашниковым и А. Жоховым (4 и 5 действия).
Первое представление состоялось 19 апреля 1871 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.
Действующие лица:
Илья, богатый московский купец, бас
Петр, его сын, баритон
Даша, жена Петра, сопрано
Посадские люди из Владимира:
Агафон, ее отец, тенор
Степанида, ее мать, меццо-сопрано
Афимья, тетка Петра, меццо-сопрано
Спиридоновна, хозяйка постоялого двора, меццо-сопрано
Груня, ее дочь, меццо-сопрано
Вася, молодой купеческий сын, тенор
Еремка, кузнец на постоялом дворе, бас
Купцы, проезжие, ямщики, девушки в гостях у Груни, сбитенщик, прянишник, саешник, вожак медведя, бражники, стрелец, стрельчиха, толпа гуляющего народа, дудари и волынщики, ряженые в поезде «проводов масленицы».
Первое действие. Пригорюнилась Даша, молодая жена московского купца Петра. Муж за последнее время почти не бывает дома. Совсем отбился он от семьи. Беспутного Петра осуждает и его отец — богатый московский купец Илья. Богомольный, степенный старик собирается навсегда оставить дом, только бы не видеться с греховодником-сыном. С улицы доносятся веселые звуки балалайки, разгульные песни, топот пляшущей толпы. Входит Петр. На вопрос отца — где пропадал? — сын отвечает уклончиво: в Москве немало мест, где можно вволю погулять. Петр не слушает увещаний отца, он занят своими мыслями. Невеселы они: Петр считает свою женитьбу несчастьем. Опостылела ему жена, он полюбил Груню, молодую, красивую дочку хозяйки постоялого двора Спиридоновны. Раздается церковный благовест. Илья уходит к вечерне. Оставшись с мужем, Даша ласкается к нему, молит вновь полюбить ее, но Петр с раздражением гонит от себя нелюбимую жену и опять отлучается из дому. Появляется молодой купчик Вася. Он немного навеселе. Угостив гостя вином, Даша без особого труда выведывает у захмелевшего Васи, что Петр увлекся Груней. Когда-то девушка любила Васю, но теперь изменила ему с Петром. В отчаянии Даша решает покинуть Москву и отправиться во Владимир, к своим родителям.
Второе действие. На постоялом дворе многолюдно. Здесь проезжие купцы, ямщики. Спиридоновна хлопочет, потчуя гостей вином имедом. По просьбе хозяйки, Еремка, кузнец на постоялом дворе, потешает собравшихся лихой песней о широкой масленице. Спиридоновна велит и дочери спеть гостям. Гости в восторге от пригожей Груни и ее песни. Когда все расходятся, хитрая и расчетливая Спиридоновна уговаривает дочь приворожить молодого московского купца Петра. Не зря он стал в последнее время так часто заезжать на постоялый двор. Груне надобно не упустить удобного случая и женить состоятельного купца на себе. Груня и думать не хочет о выгодах замужества, больше всего ценит она свою свободу. Но Петра она полюбила. Когда он приходит, Груня осыпает его ласками и уговаривается с ним о том, что вечером Петр приедет вновь, и они вместе отправятся кататься на санях. Проводив Петра, Груня остается одна, но ненадолго. Вскоре на постоялом дворе появляются новые люди — родители Даши Степанида и Агафон. Они не подозревают о беде, которая стряслась с Дашей, и едут в Москву, навестить дочь и ее мужа. Здесь, на постоялом дворе, Даша неожиданно встречается с матерью и отцом. Несчастная женщина изливает свое горе родителям, рассказывает о своем решении уйти от Петра и искать приюта в отчем доме. Однако Агафон думает иначе: грех уходить от мужа. Надо возвращаться обратно домой. Напрасно Даша горько оплакивает свою разбитую жизнь, Агафон увозит дочь в Москву, обратно к мужу. Слышавшая весь этот разговор Груня поняла, что Петр обманывал ее, выдавая себя за холостого.
Третье действие. Петр поражен: он, как было сговорено приехал к Груне, а она неласково встретила его. Девушку будто подменили в его отсутствие. Вскоре он понимает причину происшедшей в ней перемены. Груня гонит его прочь — он обманул ее, скрыв, что женат. Петр напряженно думает — кто бы мог выдать его тайну? Не иначе Вася,— решает он. Недоброе чувство к молодому купчику еще больше возрастает, когда появляется Вася, и Груня, оттолкнув Петра, уезжает с Васей кататься. Обуреваемый злобой и ревностью, мрачно глядит Петр вслед уехавшим. К нему приближается Еремка. Он готов выручить купца из беды. Надо обратиться к колдуну, тот поможет избавиться от горя. Петр, поддавшись на уговоры кузнеца, соглашается идти к колдуну.
Четвертое действие. Масленичное гулянье в разгаре. У одной из московских застав веселится народ. Раздаются звонкие песни подгулявших парней, торговцев. Проходит вожак с медведем в сопровождении многочисленной толпы. Появляются Петр, Еремка я двое бражников. Подвыпивший Петр поет под балалайку песню, бражники подтягивают. Неожиданно Петр обрывает пение и горестно задумывается. Приятели пробуют развеселить его, зовут в кабак, но ничем не рассеять печальную думу Петра. Никак не может он забыть гадание колдуна, предсказавшего ему свадьбу. Свадьба! Куда же сбыть свою постылую жену? Входят Вася и Груня. Не замечая Петра, Вася рассказывает ей о том, что Даша от него узнала об отношениях Петра и Груни. Услышав это, Петр бросается на Васю и хочет его убить. Привлеченная шумом толпа разнимает их. Груня и Вася уходят. Веселье продолжается. Проезжают сани с чучелом масленицы и ряжеными. Толпа устремляется за ними.
Оставшись вдвоем с Петром, Еремка советует ему развязаться с женой — тогда Груня наверняка вернется к нему. Петр боится. Он не хочет стать душегубом. Но Еремка не отстает и продолжает все настойчивей уговаривать его. В конце концов, он добивается согласия Петра. Петр готов отправиться ночью в лес и в «волчьем буераке», подле полуразрушенной избушки ожидать приятеля. Еремка же поедет к Даше, скажет ей, что муж опасно заболел и приведет ее в лес. Ни Петр, ни Еремка не замечают, что их сговор подслушал Вася. Вася спешит к Даше, чтобы предупредить ее об угрожающей опасности.
Пятое действие. Глухая ночь. Сквозь тучи изредка пробивается луна, озаряя тусклым, неверным светом занесенный снегом глубокий овраг и полуразвалившуюся избушку. В ее оконце чуть брезжит огонек. Бушует свирепая метель. С ужасом прислушивается Петр к завываниям вьюги. В них ему чудится то голос Груни, то девичий хохот, то жалобы и стоны Даши. В изнеможении валится он в сугроб и вскакивает на ноги — приближаются шаги. Это Еремка с Дашей. Лишь только услышала она, что с мужем стряслась беда, как тотчас, несмотря на позднее время и злую непогоду, поспешила к «волчьему буераку». Еремка поторапливает приятеля — надо, не мешкая, кончать «дело». Петр бросается на Дашу с ножом. Пытаясь спастись, она прячется в избушке. Петр взламывает дверь. В окошке гаснет свет. Доносится страшный вопль Даши. Наступившую тишину нарушает отдаленный звон бубенчиков. Он все ближе и ближе. Еремка в страхе убегает. Поспешно входят Вася, Илья, Агафон, Степанида, Афимья. Не застав Дашу дома, Вася поспешил с ее родными к «волчьему буераку», чтобы предотвратить убийство. Поздно. Даша мертва. С глухим стоном падает Петр к ногам отца.