Гулак-Артемовский. Опера «Запорожец за Дунаем»
Опера в 3 действиях. Литературная редакция либретто М. Рыльского.
Первое представление состоялось 14 апреля 1863 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.
Показана в Москве на декадах украинского искусства в марте 1936 года и в июне 1951 года.
Действующие лица:
Иван Карась, запорожец, бас
Одарка, его жена, сопрано
Оксана, сирота в доме Карася, сопрано
Андрей, молодой казак-черноморец, тенор
Султан, баритон
Селих-Ага, вельможа из свиты султана, тенор
Ибрагим-Али, имам, бас
Гасан, мальчик
Казаки, казачки, жнецы и жницы, слуги
Первое действие. Нелегко живется простым украинским людям на чужбине, под властью турецкого султана. Возле хаты запорожца Карася его приемная дочь Оксана грустит о своем возлюбленном, молодом казаке Андрее. Она мечтает перелететь вместе с милым к родным днепровским берегам, жить с ним в одном гнездышке, на любимой родине. Парни и дивчата, так же, как и Оксана тоскующие на чужбине, утешают заплаканную девушку и уходят вместе с ней на работу в поле.
Основательно подвыпивший запорожец Карась не без оснований опасается встречи со своей сварливой супругой Одаркой. Но избежать неприятного объяснения ему не удается. Одарка осыпает мужа бранью, допрашивая, где он пропадал, с кем гулял. Карась пускается на разные выдумки: уверяет, что занедужил в дороге, набрался беды и чуть-чуть не помер. Однако под напором настойчивой жены он проговаривается, что провел две ночи у родственницы. Это окончательно выводит из себя ревнивую Одарку, и ссора принимает угрожающий оборот.
Второе действие. Неспокойно на душе у турецкого султана. Не уверен он в своих «подданных» — запорожцах, у которых есть все основания не любить султана. Он решил поближе познакомиться с жизнью и настроениями запорожцев. Это привело его в селение, где он рассчитывает быть неузнанным, к хате Карася. Немало удивлен Карась, увидев у себя на дворе незнакомого турка. Запорожец высказывает предположение, что незнакомец прибыл на магометанский праздник байрам, на котором, как говорят, будет присутствовать сам султан. Гость не отрицает этого и даже предлагает Карасю познакомить его с султаном. Карась польщен. Такое событие нельзя оставить неотмеченным, и Карась предлагает незнакомцу распить с ним бутылочку горилки. Когда Карась уходит в хату за угощением, султан вызывает своего царедворца Селих-Агу и приказывает ему доставить запорожца во дворец на праздник. Карась глазам своим не верит, увидя возле хаты вместо только что оставленного гостя другого, богато одетого турка, сопровождаемого мальчиком-арапчонком, несущим роскошную турецкую одежду. Когда же Карась облачается в это платье, Селих-Ага предлагает ему переменить и имя — называться не Иваном, а Урханом. Вдоволь налюбовавшись собой в новой роли «турка», Карась, сопровождаемый арапчонком, важно направляется во дворец турецкого султана, на праздник байрам.
Молодежь — парни и девушки — веселится после трудового дня. С них не спускает глаз пограничный турецкий дозор. Оксана и Андрей, встретившиеся после долгой разлуки, решают немедля осуществить свой план переправы через Дунай и бегства на родину. Обстановка кажется им благоприятной: ночь темна, челнок давно приготовлен. Но как только Оксана и Андрей отплывают от берега, их замечает турецкий дозор, и вооруженные стражники бросаются в погоню за беглецами.
Третье действие. Возвратившись домой из дворца, Карась продолжает разыгрывать из себя турка. Ошеломленной Одарке он сообщает, что зовут его Урханом, что ему скоро нужно уходить в мечеть молиться аллаху, и что он собирается жениться на трех турчанках. Озадаченная супруга сперва думает, что Карась с перепою несет околесицу, но что же тогда означает турецкая одежда? Горькие жалобы Одарки на свою судьбу прерывает приход турецкого имама во главе отряда, конвоирующею пойманных беглецов — Андрея и Оксану. Собрав всех запорожцев селения, имам оглашает фирман — указ: султан разрешает всем, кто этого хочет, беспрепятственно покинуть его владения и вернуться на Украину. Радостные, взволнованные запорожцы, среди которых Оксана и Андрей, расспрашивают Карася о его посещении дворца. И тогда всем становятся ясными причины столь необычной «доброты» султана. Карась предупредил его, что если запорожцы не будут отпущены на родину, вскоре вспыхнет всенародное восстание. Напуганный султан решил добровольно вернуть свободу вольнолюбивому украинскому казачеству.
Общее ликование, лихой народный гопак.