Биография Чайковского. «Зимние грезы»
Свою первую симфонию Чайковский назовет «Зимние грезы». Это будет первая симфония, созданная русским композитором, получившим у себя на родине, в России, профессиональное музыкальное образование. До сих пор отечественная музыка могла гордиться лишь произведениями в жанре обобщенной программной музыки — фантазиями на народные темы, увертюрами и т. п. Первая симфония петербургского композитора Н. А. Римского-Корсакова (бывшего морского офицера, окончившего Морское училище), написанная год назад, продолжала принципы разработки музыкально-тематического материала, заложенные Глинкой (вариационное развитие песенно-танцевальных мелодий). Первая симфония другого петербургского композитора — А. П. Бородина (профессора-химика, получившего образование в Медико-хирургической академии),— в которой были воплощены образы русского народного эпоса, появится лишь год спустя.
«Зимние грезы» также проникнуты русскими песенно-танцевальными интонациями. Но композитору недостаточно было только обработать народные песни. Его симфония должна стать исповедью души. В ней хотелось выразить все наболевшее и радовавшее, горькое и отрадное, смятения и искания, стремление к вечно прекрасному, возвышенному, обаятельно женственному, к идеалу света и добра. Все, что он пережил и прочувствовал: горечь утрат и радость творческих достижений, счастье познания таинственных красот природы и постижение глубин народной жизни с ее суровыми буднями и разудалым весельем праздников, уменьем забыться в лихой пляске, озорной частушке.
Своеобразие лирического высказывания Чайковского особо выделит это сочинение не только в русской инструментальной музыке, но и среди лирических симфоний западноевропейских композиторов — Ф. Мендельсона и Р. Шумана.
В «Зимних грезах» композитор воплотил черты того образного строя, характера лирического высказывания, драматургического мышления и средств музыкальной выразительности (в особенности оркестровки), которые будут типичны для всего его симфонического творчества. Уже здесь он сформировал свой, ярко индивидуальный симфонический метод — симфонизм (понятие «симфонизм» было введено советским академиком Б. В. Асафьевым, давшим определение принципа симфонического развития «как роста и развития содержания», «процесса роста, накопления и преобразования музыкальной энергии», «творческого постижения и выражения мира чувств и идей в непрерывности музыкального тока, в его жизненной напряженности»).
Симфонизм Чайковского уже в Первой симфонии носил четко выраженную национальную принадлежность. И корни этого русского симфонизма произрастали из народного песнетворчества с его типичным контрастом лирического, медленного, протяжного распева с характерным страстным порывом в момент кульминации и задорной, веселой, быстрой пляски — прием, гениально разработанный Глинкой в «Камаринской», на который неоднократно указывал Чайковский. Подобно этому сопоставлению и взаимопроникновению двух контрастных начал Петр Ильич противопоставлял внутренний, задушевный мир — глубоко личное начало и начало общее — массовое, праздничное, как олицетворение могучего духа и силы народа.
Душевный мир художника с его идеалами, жизненными устремлениями и столкновениями с горькой действительностью, с одной стороны, и взаимоотношение его с родной природой и своим народом — с другой, стал излюбленной темой его творчества. Эту тему композитор раскрывает в сопоставлении музыкальных образов, в процессе развития тематического материала, своеобразном построении формы симфонического цикла, индивидуальной трактовке тембровой палитры оркестра, используя многообразие красок отдельных музыкальных инструментов и их сочетания, в сопоставлении различных групп оркестра — струнных, деревянных духовых, медных духовых, ударных. Большую роль при этом он отводит и ладогармоническим, метроритмическим средствам музыкальной выразительности.