Биография Чайковского. «Зимние грезы»
В Первой симфонии Петр Ильич отразил не только впечатления от увиденных красот во время путешествия к берегам Ладожского озера и на остров Валаам (где первые части даже именуют названия: «Грезы зимней дорогой» и «Угрюмый край, туманный край»). Он воплотил в музыке также поэтические образы зимней природы и зимнего пути, созданные русской литературой и живописью, раскрыл через преломление образа этих прекрасных пейзажей в сознании художника-музыканта его страстную любовь, неразрывную и глубинную связь с родной землей, народом и его творчеством. Поэтому основой музыкальной тематики «Зимних грез» Чайковский избрал песенность, интонационно связанную с русским фольклором, а в последней части симфонии использовал подлинную русскую народную песню, популярную в городском быту того времени со словами «Я посею ли, млада».
Песенны музыкально-тематические образы первых трех лирических частей симфонии. Но каждый из них ярко индивидуален. В первой части симфонии основная тема — певучая, привольная песня. Однако она не безвольно-пассивная, текучая, а активно-стремительная, вся — движение, устремленность вдаль. В процессе развития композитор придает ей черты драматизма и вместе с тем героизма, эпичности и в итоге ее эволюции сообщает ей еще большую тревожность звучания, драматизм, вместе с тем сохраняя полетность движения. Чайковский разрабатывает основную тему первой части шире, чем обычно бывает в подобном жанре. Он углубляет раздел между первой и второй темами, подготавливая вступление новой темы. В процессе разработки этих тем. значительно изменяется их характер, лирическим темам придаются черты героизма и даже эпичности.
Основная тема второй части — бесконечно грустная, пленительная и щемящая протяжная песня. Постепенно звучание ее растет, и она становится раздольной, как бескрайние русские поля.
В середине третьей части, обрамленной музыкой, создающей образ какой-то неуловимой мечты, неясного, смутного беспокойства,— снова песня, напевная, лирическая мелодия, с характерной мятущейся интонацией. Постепенно эта песня ширится, словно дает выход разливу чувств.
Средства и приемы развития ярко самобытного песенного тематизма обусловлены национальной их принадлежностью. Поэтому вариационный принцип разработки, характерный для русской музыки, Чайковский органично сочетает с принципом сонатной разработки.
С увлечением и крайним напряжением всех нервных сил работал Петр Ильич над «Зимними грезами»: пытался сочинять каждую свободную минуту, но днем отвлекали занятия в консерватории и писать приходилось ночью. «Ненормальный труд убивал сон, а бессонные ночи парализовали энергию и творческие силы. В конце июля все это разразилось припадками страшного нервного расстройства, такого, какое уже больше не повторялось ни разу в жизни... Насколько испытанные Петром Ильичом страдания от этой болезни были велики, можно заключить из того, что боязнь повторения ее на всю жизнь отучила его от ночной работы. После этой симфонии ни одна нота из всех его сочинений,— свидетельствовал Модест Ильич,— не была написана ночью».
Премьера Первой симфонии, которую впоследствии композитор дважды перерабатывал, состоялась в 1868 году (дирижировал Н. Г. Рубинштейн, которому она посвящена). Исполнение прошло успешно. Особенно понравилась публике медленная вторая часть. Горячий прием нового сочинения превзошел все ожидания композитора и даже его друзей. В окончательной редакции симфония была исполнена в Москве в 1883 году. Рецензия, напечатанная в «Русских ведомостях» о «Зимних грезах», была не менее знаменательной, чем отзыв Лароша в письме к Чайковскому в том 1866 году, когда он сочинил симфонию: «Вот это настоящая русская симфония. В каждом такте ее чувствуется, что ее мог написать только русский человек. В выработанную на чужбине форму композитор влагает чисто русское содержание». Симфония прочно вошла в репертуар оркестров России. Сам Петр Ильич любил это сочинение и считал, что хотя оно во многих отношениях очень незрело, «но, в сущности, содержательнее и лучше других, более зрелых».