Биография Чайковского. Дорогая награда
В начале 1871 года Петр Ильич задумал выступить в Москве с авторским концертом. Николай Григорьевич посоветовал ему для этого камерного вечера написать струнный квартет. Весь февраль композитор посвятил сочинению нового произведения. Вспомнилась песня «Сидел Ваня на диване, курил трубку с табаком», записанная еще два года назад в Каменке от плотника, уроженца Калужской губернии. Песня с забавными словами понравилась Петру Ильичу красотой и оригинальностью своего напева — меланхолически задумчивого, плавного. Этот напев так подходил для темы медленной части.
Помимо нового квартета (в исполнении Ф. Лayба, И. В. Гржимали, Л Ф. Минкуса и В. Ф. Фитценгагена) в программу авторского концерта вошли романсы и вокальные ансамбли (солистки Е. А. Лавровская и А. Д. Александрова-Кочетова).
Рецензия Г. А. Лароша на этот концерт, напечатанная в «Современной летописи», порадовала: «П. И. Чайковский принадлежит к самым замечательным композиторам современной России как по силе таланта, так и по богатству знания и умения... В концерте 16 марта была исполнена одна пьеса, которая составляет новый и крупный шаг в этом развитии,— я разумею струнный квартет г. Чайковского. Сочинение это отличается тою же прелестью сочных мелодий, красиво и интересно гармонизованных, тем же благородством тона, чуждым общего места, тою же несколько женственною мягкостью, которые мы привыкли встречать у даровитого композитора; нечего и говорить, что в нем находятся прекрасные эффекты звучности, в области инструментовки г. Чайковский раньше, нежели в какой-либо другой, достиг мастерства; но сверх этих качеств я нашел в его новом квартете такое обладание формой, такое умение группировать части и развивать темы, какого не представляет ни одно из прежних его сочинений».
И на всех последующих исполнениях Первого квартета Петр Ильич был свидетелем его исключительного успеха — в Петербурге и Харькове, в Киеве и Тифлисе, Берлине и Бостоне, Париже и Риме. Больше всего нравилась публике вторая часть, впоследствии нередко исполняемая в концертах отдельно — не только квартетом, но и в переложении для виолончели со струнным оркестром или для струнного оркестра (композитор часто и сам дирижировал ею в авторских концертах).
Особенно памятным для Чайковского стало исполнение этого опуса в Московской консерватории в один из декабрьских дней 1876 года. «Может быть, ни разу в жизни, однако ж, я не был так польщен и тронут в своем авторском самолюбии,— записал он позже в своем дневнике,— как когда JI. Н. Толстой, слушая andante моего 1-го квартета и сидя рядом со мной, залился слезами». Вскоре великие художники обменялись письмами. «Я никогда не получал такой дорогой для меня награды за мои литературные труды, как этот чудный вечер... Я полюбил Ваш талант»,— писал Лев Николаевич. « Вы один из тех писателей, которые заставляют любить не только свои сочинения, но и самих себя... Я не могу сказать Вам, до чего я был счастлив и горд, видя, что моя музыка могла Вас тронуть и увлечь»,— отвечал Петр Ильич.
После посещения консерватории Толстой послал Чайковскому рукописный сборник народных русских песен, чтобы композитор использовал по своему усмотрению какие-либо из песен в своих сочинениях, и приписал, что эти мелодии — удивительное сокровище.
Первый квартет открыл новую страницу в отечественном квартетном жанре. Русская музыка еще не была богата подобными произведениями (первые квартеты Римского-Корсакова, Кюи и Бородина были исполнены соответственно в 1875, 1878 и 1879 годах). Образцом русской камерно-инструментальной музыки служили толко два струнных квартета Глинки.
В музыке Первого квартета Чайковскому удалось передать все многообразие человеческих чувств, переживаний благодаря мелодическому разливу, ярко выраженному национально-интонационному строю, лирическому преломлению окружающего мира природы, жизни и быта народа.