Первый квартет, op. 11
Квартет №1, ре мажор, в четырех частях, сочинен и инструментован в феврале 1871 года в Москве для авторского концерта, устроенного по совету Н.Г.Рубинштейна в Малом зале Благородного собрания 16 марта того же года. Исполнители: Ф.Лауб, И.Прянишников, Л.Минкус, В.Фитценхаген. Квартет посвящен С.А.Рачинскому (1836-1902), видному деятелю в области народного образования.
Первый квартет Чайковского имел большой успех в России и за рубежом ещё при жизни Чайковского. Он сразу стал широко популярен и был одним из первых сочинений композитора, зазвучавших в Европе. Быстро обретенная популярность этого сочинения во многом связана со второй частью цикла - знаменитым Andante cantabile. Основной темой этой части послужила старинная русская песня, бытовавшая в 70-х годах, с текстом "Сидел Ваня на диване, курил трубку с табаком". Эту песню Чайковский слышал в Каменке летом 1869 года от плотника, уроженца Калужской губернии.
В ряду камерно-инструментальных ансамблей Чайковского далеко не всем был уготован столь радушный прием, как первому струнному квартету. "Мой квартет произвел в Петербурге фурор, - сообщает Чайковский 2 ноября 1872 г. брату М.И.Чайковскому. При этом особый восторг слушателей обычно приходился на долю второй части - Andante cantabile". Эта, действительно "одна из чудных страниц русской музыки" (Моск. вед. 1881 г. № 3), вскоре становится объектом ряда транскрипций и переложений для различных инструментов и составов: Чайковский, видимо, не был противником подобного рода опытов, о чем свидетельствуют его письма. Часто Andante, как самостоятельная пьеса, звучало в аранжировке для струнного оркестра: "...слушание этой вещи доставило мне большое удовольствие, - пишет Чайковский фон Мекк 4/16 марта 1879 г, - Весь струнный оркестр играл ее, но с таким ансамблем и таким изяществом, как будто каждая партия исполнялась одним колоссальным инструментом". С годами Andante приобретает все большую известность, как самостоятельная пьеса. Чайковский однажды упоминает, что в Вене он слышал транскрипцию для флейты, и это вызывает досаду самого автора. "... Они помешались на этом "Andante", - пишет он А.И.Чайковскому 7/19 ноября 1884 г., - и ничего другого играть не хотят".
Одно из первых исполнений квартета, в частности, его второй части сыграло важнейшую роль в биографии композитора. Так, в 1876 году для Л.Н.Толстого в Московской консерватории был устроен музыкальный вечер, в программу которого входило и Andante cantabile. Оно произвело на Л.Н.Толстого большое впечатление. В ответ на письмо Л.Н.Толстого Чайковский писал: "... я не могу выразить, до чего я был счастлив и горд, что моя музыка могла Вас тронуть и увлечь".
В конце 80-х годов Andante cantabile было переложено Чайковским для виолончели с сопровождением струнного оркестра для его друга виолончелиста А.А.Брандукова, в архиве которого и была обнаружена рукопись. В разные годы переложение этой части для скрипки соло осуществили Ф.Лауб и Л.Ауэр. Одобрительно относился Чайковский и к ее версии для струнного оркестра.
Первая часть квартета отличается светлым настроением. В квартетной обработке песня, ставшая основной темой второй части - Andante cantabile (си-бемоль мажор) - претерпела существенные изменения, обрела присущие Чайковскому черты проникновенного лиризма, душевной чистоты, а по благородству и возвышенности чувств является одним из самых замечательных мелодических откровений композитора.
Небольшая третья часть - Скерцо - исполнена внутренней силы и энергии. Финал - Allegro giusto- заключает развернутую циклическую композицию. Для него характерны интесивная разработка тем, приподнятый тонус высказывания. "Огненной" кодой завершается это замечательное, вошедшее в мировую квартетную классику произведение П.И.Чайковского.
Впервые квартет был издан фирмой П.И.Юргенсона. Партитура в 1871 г. Партии в 1887 г.
П. Е. Вайдман