Рубинштейн Николай Григорьевич
1835-1881, русский пианист, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Председатель Московского отделения Императорского русского музыкального общества (с 1860), директор Московской консерватории (с 1866).
В декабре 1865 года, когда Чайковский держал выпускной экзамен, для которого им была написана кантата "К Радости", Н.Г.Рубинштейн приехал в Петербург. Последовало приглашение молодого музыканта в Москву, сначала преподавателем Музыкальных классов, а затем и консерватории, открытие которой намечалось на осень 1866 года. Чайковский приглашение принял, и переезд в Москву имел поистине судьбоносное значение в его творческой биографии. Он оказался в музыкальной и бытовой атмосфере "старой столицы", многое в которой было близко ему как человеку и музыканту, попал в тесный кружок коллег, с которыми не расставался потом всю жизнь. Но, как пишет Модест Чайковский, "В первые годы, без преувеличения, для Чайковского вся Москва - это Рубинштейн" (ЖЧ I 206, изд. 1903).
Отношения этих двух музыкантов претерпевали кризисы, и самый острый был связан с неприятием Николаем Рубинштейном Первого концерта для фортепиано с оркестром, - концерта, для него написанного! Он нашел пассажи неисполнимо-трудными и отверг сочинение в целом... Впоследствии же он этот концерт играл неоднократно и незабываемо-прекрасно. В частности, блестяще исполнил его на Всемирной выставке в Париже в 1878 году (оркестром дирижировал знаменитый К.Э. Колонн). Это был едва ли не первый триумф неизвестного в Западной Европе русского композитора. Влиятельный музыкальный критик Г.А.Ларош писал в некрологе: "... если когда-нибудь дар виртуоза мог быть назван творческим даром, то именно говоря о Н.Г.Рубинштейне. Какое поэтическое перо, какой художественный подбор выражений сумеют передать потомству очарование и могущество этой игры? Волнуя и поражая своих слушателей, он умел оставаться ясным и спокойным; <...> чувство меры соединялось в этой игре с титанической силой, с обаятельною чувственною прелестью. <...> самое дорогое и близкое для себя содержание он находил в нашей современной музыке. <...> Шопен, Шуман, Антон Рубинштейн, Лист, Чайковский... <...> Говорить ли о том, словно из бронзы вылитом, могучем образе, который он придал Первому концерту автора? " (Ларош Г.А. Избранные статьи. Вып. 5 Л., 1978, с 88 и 90). Николаю Рубинштейну Чайковский посвятил следующий, Второй фортепианный концерт.
Петр Ильич высоко ценил Николая Рубинштейна как интерпретатора своих сочинений. Он писал Николаю Григорьевичу : "... я бы, конечно, никогда не сделал бы себе имени, если б у меня не был под рукой такой превосходный истолкователь, как ты. Если б тебя не было в России, то я был бы обречен на вечные искажения".
Разумеется, Чайковский имел в виду прежде всего деятельность Рубинштейна - дирижера. Вот лишь неполный перечень сочинений Петра Ильича, впервые прозвучавших под управлением "московского" Рубинштейна: Вторая, Третья и Четвертая симфонии; Первая сюита; фантазии "Буря" и "Франческа да Римини", "Итальянское каприччио"... "Ты - единственный капельмейстер в мире, на которого я могу вполне положиться" - признавался Чайковский Рубинштейну (УП, 16).
Потрясала преданность Николая Григорьевича своему делу и своему любимому детищу - Московской консерватории. Тяжело больной, в начале 1881 года, он продолжал дирижировать и преподавать. Врачи настояли на поездке для лечения во Францию. Он не доехал до Ниццы и умер в Париже. Чайковский посвятил "Памяти великого художника" (так названо посвящение) Трио для фортепиано, скрипки и виолончели - камерно-инструментальный реквием.
Л. З. Корабельникова