«Франческа да Римини», симфоническая фантазия
Посвящена С.И.Танееву.
Сюжет выбран Чайковским. Первоначальный замысел связывался с оперой на либретто, составленное К.И.Званцевым и ставшее известным композитору в начале февраля 1876 г. Непосредственным поводом к созданию симфонического произведения послужило чтение V песни "Ада" в июле того же года во время переезда в поезде из Монпелье в Париж. Сильнейшее впечатление произвели на Чайковского не только перечитанные им стихи Данте, но и иллюстрации Гюстава Доре к "Божественной комедии". Это издание сохранилось в библиотеке Чайковского.
Музыка начала создаваться лишь в конце сентября, партитура была закончена 5 ноября. Литературная программа, помещенная Чайковским в автографе партитуры, довольно подробно излагает содержание начала и заключительного раздела V песни, в котором представлена трагическая история любви Франчески и Паоло.
"Данте, сопутствуемый тенью Вергилия, спускается во вторую область адской бездны. Воздух здесь оглашен стенаниями, воплями и криками отчаяния. Среди могильного мрака рвется и мечется буря. Адский вихрь неистово мчится, унося в своем диком кружении души людей, разум коих помрачила в жизни любовная страсть. Из бесчисленного множества кружащихся душ человеческих внимание Данте привлекают особенно две летящие в объятиях друг друга прекрасные тени Франчески и Паоло. Потрясенный раздирающим душу видом этой юной четы теней, Данте призывает их и просит поведать, за какое преступление они подверглись столь ужасному наказанию. Тень Франчески, обливаясь слезами, рассказывает свою печальную историю. Она любила Паоло, но была против воли выдана замуж за ненавистного брата своего возлюбленного, горбатого, кривого, ревнивого тирана Римини. Узы насильственного брака не смогли исторгнуть из сердца Франчески нежную страсть к Паоло. Однажды они читали вместе роман о Ланцелоте. "Мы были одни, - рассказывает Франческа, - и читали, ничего не опасаясь. Не раз мы бледнели, и смущенные взоры наши встречались. Но одно мгновение погубило нас обоих. Когда, наконец, счастливый Ланцелот срывает первое любовное лобзание, тот, с которым уже теперь ничто не разлучит меня, прильнул губами к трепетным устам моим, и книга, раскрывшая нам впервые таинства любви, выпала из наших рук!.." В это мгновение неожиданно вошел супруг Франчески и ударом кинжала умертвил ее и Паоло. И, рассказав это, Франческа в объятиях своего Паоло снова уносится неистовым и дико мятущимся вихрем. Охваченный бесконечной жалостью, Данте изнемогает, лишается чувств и падает, как мертвый ("Ад". Поэма Данте. Песнь V).
Данную программу с наибольшим правом можно считать основной, авторской, соответствующей музыкально-образному содержанию фантазии. Но при издании, по неизвестным причинам, она была заменена другой: Данте спускается во второй круг ада. Тут он видит казнь сладострастных, которых терзает беспрерывный жесточайший вихрь, проносящийся по темному и мрачному пространству. Среди мучающихся он узнает Франческу да Римини, и она рассказывает ему свою историю:
...Нет муки, ужаснее той,
Как вспомнить минуты блаженства
В час пытки мучительной, злой.
Но если с участьем желаешь
Узнать ты источники бед,
Хоть плача, тебе расскажу я....
Чайковский, не отказываясь от приемов изобразительных (адские вихри, стоны и стенания грешников, момент "рокового удара"), на первый план выдвигает эмоционально-художественное обобщение, противопоставляя в крупном масштабе сгущенно мрачный колорит второго круга ада и развитие - от зарождения до высшей кульминации -светлого чувства любви. Данная фантазия - образец идеального соотношения изобразительности и выразительности в программной музыке.
Центральный раздел (условное название - "Рассказ Франчески") дает преобладание светлым регистрам и тембрам, звучаниям легким и прозрачным. Соло кларнета - рассказ Франчески имеет удивительно гибкое строение, а певучесть сродни русской песенности, что охотно признавал сам композитор.
"Франческа да Римини" впервые была исполнена в Москве под управлением Н.Г.Рубинштейна 25 февраля 1877 года, а затем в Петербурге - 11 марта 1878 года, дирижер - Э.Ф.Направник. Успех был огромен - особенно в Петербурге, о чем сообщил в Кларан Чайковскому его брат Анатолий. Он также передал мнение одного из виднейших музыкантов, К.Ю.Давыдова: "Франческа - величайшее произведение нашего времени." В разной степени положительно оценили фантазию Кюи, Римский-Корсаков, Ларош. Сам Чайковский лишь в очень редких случаях, выражая недовольство своей программной музыкой, упоминал и данное сочинение, но в основном любил его, разыгрывал в 4 руки, дирижировал в авторских концертах. Во время присуждения почетной степени доктора Кембриджского университета (1893 г.) Чайковский сам выбрал именно "Франческу да Римини". Тогда же К.Сен-Санс, тоже почетный доктор, отметил в своей рецензии достоинства произведения и сравнил его с симфонией "Данте" Листа, находя, что с точки зрения чисто музыкальной "Франческа да Римини "Чайковского "выше симфонии Листа".
П. Е. Вайдман
«ФРАНЧЕСКА ДА РИМИНИ», Op. 32. Запись в mp3
New Philharmonia Orchestra. Дирижер Игорь Маркевич. Запись 1967 года.