Римский-Корсаков Николай Андреевич
1844-1908, русский композитор, педагог, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член Балакиревского кружка. Профессор Петербургской консерватории в 1872-1905 годы.
В ноябре 1892 года корреспондент "Петербургской газеты" опубликовал интервью с Чайковским, в котором Петр Ильич большое место уделил своим - к тому времени длившимся уже почти четверть века - отношениям с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым: "По общераспространенному в русской музыкальной публике представлению я отнесен к партии, враждебной тому из живых русских композиторов, которого я люблю и ценю выше всех других - Н.А.Римскому-Корсакову. Он составляет лучшее украшение "новой русской школы"; я же отнесен к старой, ретроградной. Но почему? Н.А.Римский-Корсаков подчинялся в большей или меньшей степени влияниям современности - и я также. Он сочинял программные симфонии - и я также. Это не помешало ему сочинять симфонии в традиционной форме, писать охотно фуги и, вообще, работать в полифоническом роде, - и мне также. <...> Я много лет был профессором консерватории, якобы враждебной "новой русской школе", - Н.А.Римский-Корсаков также! Словом, несмотря на всю разность наших музыкальных индивидуальностей, мы, казалось бы, идем по одной дороге...".
С именем Римского-Корсакова связано первое выступление Чайковского в качестве музыкального критика, высоко оценившего исполненную в Москве "Сербскую фантазию" молодого петербургского композитора. Из всех представителей Балакиревского кружка ("Могучей кучки") Римский-Корсаков, безусловно, был наиболее близок Чайковскому на протяжении десятилетий. Чайковский и в дальнейшем положительно отзывался в печати о музыке Римского-Корсакова, а последний неоднократно дирижировал сочинениями Петра Ильича.
Знакомство их относится к 1868 году, а последняя встреча произошла на премьере Шестой симфонии под управлением автора. Римский-Корсаков присутствовал на панихиде и похоронах Чайковского, дирижировал концертами его памяти. Они переписывались (сохранилось около 40 писем). Римский- Корсаков посвятил Чайковскому романс "Где ты, там мысль моя летает", а Чайковский своему петербургскому коллеге - романс "Погоди"; жене Николая Андреевича посвящена "Колыбельная песня".
И все ж различия - и различия коренные - между этими музыкантами существовали. Они олицетворяют две основные русские композиторские школы - петербургскую и московскую. В плане композиторской индивидуальности эти различия, в самом общем и, может быть, несколько упрощенном виде можно определить как принадлежность сфере "лирического" (Чайковский) и "эпического" (Римский-Корсаков). Подзаголовки опер Римского-Корсакова - "опера-былина", "быль-колядка", "осенняя сказочка", "небылица в лицах", или прямо - "Сказка о царе Салтане"; вершина его оперного творчества - "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" - своего рода христианская мистерия, и события древнерусской истории предстоят отраженными в зеркале народного сознания. Если образы природы, пейзаж у Чайковского - всегда даны через переживания человека, то Природа у Римского-Корсакова - равноправный герой музыкального мира: море, звездное небо, лес, пустыня, воздух, - тончайшая звукоизобразительность.... Примеры можно множить.
Для дальнейшего развития русской музыки характерен синтез петербургской и московской композиторских школ, явственно, но каждый раз по-иному сказавшийся в музыке Глазунова и Рахманинова, Аренского, Ипполитова-Иванова и других.
Л. З. Корабельникова