«Могучая кучка»
("Балакиревский кружок") - творческое содружество русских композиторов, сложившееся на рубеже 50-х - 60-х годов XIX века.
Название кружку дал В.В.Стасов, тесно связанный с этой группой музыкантов. Во главе кружка стоял М.А.Балакирев, в него входили также Н.А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Ц.А.Кюи.
Отношения Чайковского с "Могучей кучкой" знали периоды резких расхождений и периоды дружеской близости (особенно с Балакиревым, Римским-Корсаковым на рубеже 60-х - 70-х годов). Балакиревский кружок, особенно Стасова и Кюи, постоянно выступавших в печати, отличало полное неприятие деятельности А.Г.Рубинштейна и организованной им Петербургской консерватории. Это музыкальное учебное заведение, действительно впитавшее в себя опыт немецких консерваторий, могло, по их мнению, нанести вред, затормозить развитие самобытного русского национального творчества. Такое отношение отчасти было перенесено и на Чайковского, воспитанника Рубинштейна.
В воспоминаниях Римского-Корсакова о 60-х годах читаем: "К Чайковскому в кружке нашем относились если не свысока, то несколько небрежно, как к детищу на вечере у Балакирева, и знакомство завязалось... по настоянию Балакирева он сыграл нам I-ю часть своей симфонии соль минор, весьма понравившуюся нам..." (Летопись, с. 66).
В некоторой степени такие отношения сохранились и позже. Александр Константинович Глазунов - ученик Римского-Корсакова, многое воспринявший и от Чайковского - вспоминает об отношении петербуржцев к Петру Ильичу и о своем знакомстве с ним: "в середине 80-х годов уже не было той идейной замкнутости и обособленности, как это было раньше, тем не менее мы не считали П.И.Чайковского своим. Мы ценили некоторые его произведения, как "Ромео и Джульетту", "Бурю", "Франческу", финал из 2-й симфонии; прочее из творчества П.И.Чайковского было нам неизвестно, или чуждо". (Балакирев. Летопись... с. 274).
В свою очередь Чайковскому оставались чужды многие эстетические принципы и музыкальные сочинения членов Балакиревского кружка. Многочисленны - и порою весьма резки - отзывы о петербургском содружестве и отдельных его представителях в письмах Петра Ильича. Совершенно не понятыми им остались оперы Мусоргского. Заметим, однако, что гениальные прозрения Мусоргского не были оценены и его ближайшими соратниками, и самый едкий и несправедливый отзыв о "Борисе Годунове" вышел из-под пера Кюи!... Ряд сочинений Римского-Корсакова и Балакирева нашел сочувственную оценку в статьях Чайковского.
Развитие русской музыки с годами снимало противоречия между направлением "Могучей кучки" и направлением Чайковского. Основные же различия оставались. Образы народной жизни, эпос, обряды, сказка, историческое прошлое России в наибольшей мере занимали творческое воображение "кучкистов". Иными были основные темы и образы творчества Чайковского, в центре которого стоял Человек, его внутренний мир, сложные психологические коллизии.
Да и самый дух Балакиревского кружка - нетерпимость Стасова, Кюи, Балакирева по отношению ко многим явлениям русской и западноевропейской музыки были Чайковскому чужды и несимпатичны. Спустя много лет, в самом конце жизни, он сказал в интервью газете "Новости дня": "Меня всегда возмущает, когда говорят о лагерях в музыке... для меня их нет... Основав тридцать лет тому назад этот кружок, Балакирев упорно стоит за раз намеченные взгляды и принципы... Я же всегда хотел сохранить за собой известную свободу".
Л. З. Корабельникова