Лист Ференц
Лист Ференц (Франц); 1811-1886, венгерский композитор, пианист, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель.
В кругу западноевропейских композиторов-романтиков, Лист, в отличие от Роберта Шумана, не принадлежал к числу близких Чайковскому и любимых им. Наиболее резко он высказал свое отношение в письме к фон Мекк в 1881 году: "... сочинения Листа оставляют меня холодным; в них более поэтических намерений, чем действительной творческой силы, более красок, чем рисунка; одним словом, творения его, при самой эффектной внешности, грешат пустотой внутреннего содержания" (X, 277).
Однако, творчество и личность Листа - одного из самых знаменитых и влиятельных музыкантов своей эпохи, главы "новонемецкой школы", постоянно находились на слуху и в сфере внимания Чайковского. В его критических статьях и письмах имя Листа возникает постоянно, а некоторые сочинения вызывают сочувственный отклик, - например, хоровые. В оратории "Христос" Лист, по словам Чайковского, "старается объективно выразить звуками поэтически трогательную идею христианского смирения" (II, 78). В оратории "Святая Елизавета", пишет Чайковский, "есть такие неотразимо-трогательные эпизоды (например, смерть Елизаветы), с которыми ничто не может сравниться" (II, 78). Издание этой оратории сохранилось в библиотеке Чайковского. Неоднократно отмечал Петр Ильич в своих статьях исполнение "превосходных концертов, рапсодий и фантазий" Листа, восхищался "Пляской смерти".
Музыку этого мастера Чайковский знал с юных лет, играл его транскрипции, изучал симфонические произведения. При всей несхожести этих двух творческих личностей, можно найти и некоторые общие моменты в тематике сочинений ("Гамлет") в музыкальной образности, даже в конкретных мелодиях (наиболее яркое, почти полное совпадение - тема из пьесы Листа "Долина Обермана" и тема из арии Ленского на слова "Что день грядущий мне готовит?")
Чайковский был лично знаком с Листом. Встреча произошла летом 1876 года в Байрейте, в дни премьеры тетралогии Р.Вагнера "Кольцо Нибелунга". Лист был очень любезен с русским композитором. В конце 1881 года в Риме Петр Ильич присутствовал на концерте в честь 70-летия "гениального старца".
В середине 70-х Чайковский сделал инструментовку баллады Листа "Жил в Фуле король", а несколькими годами позже Лист создал парафразу на тему полонеза из "Евгения Онегина" (эта блестящая обработка стала очень популярной, впервые ее сыграл в Москве Н.Рубинштейн).
Под управлением Чайковского-дирижера в последний год его жизни прозвучал один из фортепианных концертов Листа. Возможно, он собирался продирижировать симфонической поэмой "Тассо", - об этом свидетельствуют пометки на издании партитуры, находящейся в личной библиотеке. А Лист - в последний год своей жизни - прислал Чайковскому фотографию с автографом и запиской.
Л. З. Корабельникова