Шуман Роберт
1810-1856, немецкий композитор и музыкальный писатель.
Тему "Чайковский и Шуман" хочется открыть словами русского композитора, сказанными в одной из его критических статей: "... музыка второй половины текущего столетия составит в будущей истории искусства период, который грядущие поколения назовут шумановским... Музыка Шумана, органически примыкающая к творчеству Бетховена и, в то же время, резко от него отделяющаяся, открывает нам целый мир новых музыкальных форм, затрагивает струны, которых еще не коснулись его великие предшественники. В ней мы находим отголосок тех таинственно глубоких процессов нашей духовной жизни, тех сомнений, отчаяний и порывов к идеалу, которые обуревают сердце современного человека" (II, 38). Не правда ли, такие - или похожие - слова нам сегодня хочется сказать о Чайковском?
Близость внутреннего мира Чайковского и Шумана была отмечена еще современниками, прежде всего Г.Ларошем. Она проявляется едва ли не ярче всего в сочинениях для фортепиано. Сам Чайковский, говоря о своем "Детском альбоме", прямо указал на его связь с "Альбомом для юношества": "как у Шумана". Как и Шуман, Чайковский, обращался в своей вокальной лирике к текстам Г.Гейне. Как и Шуман, создал симфоническое произведение на сюжет "Манфреда" по Байрону... Соприкосновения с музыкальным миром Шумана сопровождают всю жизнь Чайковского. Учась в консерваторском классе А.Г.Рубинштейна, он по заданию учителя инструментует две вариации из шумановского фортепианного цикла "Симфонические этюды". Тогда же, проигрывая с Ларошем в 4 руки сочинения Шумана, молодой музыкант особенно горячо полюбил Третью симфонию. Летом 1866 года, сочиняя свою Первую симфонию, Чайковский, по воспоминаниям брата, часто проигрывал другие шумановские симфонии. Спустя еще два года в его переводе на русский язык было издано литературное произведение Шумана "Жизненные правила и советы молодым музыкантам". В середине 70-х перекладывает для голоса с оркестром балладу "Вещий сон". Шуман был композитором, сочинения которого постоянно звучали в Москве под управлением Н.Г.Рубинштейна. Откликаясь на эти концерты, Петр Ильич упоминает в своих статьях имя Шумана множество раз! В дневнике, в конце 80-х, по поводу оратории "Рай и Пери", записывает: "Эка божественная вещь!"
Отношение Чайковского к Шуману имеет яркую индивидуальную окрашенность - и в то же время естественно вписывается в картину "русского шуманианства", в которую включаются гастроли Роберта и Клары Шуман в России в 1844 году, и восторженное отношение к его творчеству русских музыкантов, в котором сходились братья Антон и Николай Рубинштейны, постоянно исполнявшие в качестве пианистов и дирижеров сочинения любимого композитора. Под редакцией Н.Г.Рубинштейна в 60-е годы было издано собрание фортепианных произведений Шумана, и, находясь в Каменке осенью 80-го, Петр Ильич просит своего издателя П.И.Юргенсона ему это собрание прислать.
Л. З. Корабельникова