Симфония «Манфред»
Посвящена М.А.Балакиреву.
Написать программную симфонию на сюжет "Манфреда" Байрона предложил Чайковскому М.А.Балакирев в октябре 1882 года и прислал развернутую литературную программу с указаниями на некоторые элементы драматургии, тематизма и тонального плана. Сюжет не увлек Чайковского. Однако осенью 1884 года Балакирев возобновил предложение, прислав новый вариант программы, отредактированный В.В.Стасовым. Чайковский дал принципиальное согласие писать симфонию, надеясь вдохновиться горными пейзажами Швейцарии, куда он направлялся в ноябре 1884 года. Но ни пребывание на альпийских вершинах (где развертывается действие "Манфреда"), ни чтение самой поэмы не смогли по-настоящему вдохновить композитора. Желание сочинить "Манфреда" и увлечение сюжетом возникло лишь в апреле 1885, во время вынужденного перерыва в работе над оперой "Чародейка". Симфония была закончена 22 сентября 1885 в Майданове.
Первоначально программа симфонии "Манфред" была составлена Балакиревым для Г.Берлиоза, посетившего Россию в конце 1867, и в планировке и предполагаемом образном содержании ориентировалась на такие симфонии композитора, как "Фантастическая" и "Гарольд в Италии". Отказ стареющего Берлиоза писать симфонию привел затем к "переадресовке" ее Чайковскому. Можно предположить, что прямая подсказка подражать концепциям Берлиоза была одной из причин прохладного отношения Чайковского к предложенному сценарию. Немалую роль в отказе Чайковского писать музыку на сюжет "Манфреда" сыграло его увлечение музыкой Шумана на сюжет Байрона. В комментариях Балакирева к программе содержалось важное указание на современность данного сюжета, что впоследствии подхватил и развил в своей симфонии сам Чайковский. По мнению Балакирева, "болезнь настоящего человечества в том и заключается, что идеалы свои оно не могло уберечь". Уже после создания симфонии Чайковский писал Ю.П.Шпажинской: "Манфред - не простой человек. В нем, как мне кажется, Байрон с удивительной силой и глубиной олицетворил всю трагичность борьбы нашего ничтожества со стремлением к познанию роковых вопросов бытия". Эти роковые вопросы, проблемы добра и зла, жизни и смерти уже раньше были отражены в ряде инструментальных сочинений (увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", "Франческа да Римини", Четвертая симфония). Осознание близости данного сюжета собственным идейным устремлениям, ощущение современности в нем определили увлеченность Чайковского при создании симфонии. Но предложенную программу Балакирева и принципиально не отличающийся от нее вариант Стасова Чайковский подверг редактированию в соответствии с индивидуальным направлением в решении творческой задачи.
Для изложения нового варианта программы Чайковский привлек к сотрудничеству Г.А.Лароша, но окончательный вариант был составлен самим композитором и, видимо, уже после сочинения музыки.
Программа Чайковского обобщенно характеризует лишь содержание (сюжетное и психологическое) музыки и не содержит собственно музыкальных указаний, имевшихся в предварительных программах. Окончательная программа, которую составил Чайковский в процессе своей работы над симфонией, получила следующий вид:
1. Манфред блуждает в Альпийских горах. Томимый роковыми вопросами бытия, терзаемый жгучей тоской безнадежности и памятью о преступном прошлом, он испытывает жестокие душевные муки. Глубоко проник Манфред в тайны магии и властительно сообщается с могущественными адскими силами, но ни они и ничто на свете не может дать ему забвения, которого одного он просит. Воспоминание о погибшей Астарте, некогда им страстно любимой, грызет и гложет его сердце и нет ни границ, ни конца беспредельному отчаянию Манфреда.
2. Альпийская фея является Манфреду в радуге из брызг водопада.
3. Пастораль. Картина простой, бедной, привольной жизни горных жителей.
4. Подземные чертоги Аримана. Адская оргия. Появление Манфреда среди вакханалии. Вызов и появление тени Астарты. Он прощен.
5. Смерть Манфреда.
Несмотря на все большую увлеченность Чайковского музыкальным воплощением поэмы Байрона, работа давалась ему с трудом. Но, проникшись трагизмом сюжета, он сам, по его признанию, "обратился временно в какого-то Манфреда", и окончание работы принесло ему поначалу полное удовлетворение.
Зерном всей симфонии является сурово-трагический образ Манфреда. Он отражен в двух близких по характеру, но несколько разных по смыслу темах, сквозным образом (лейтмотивно) проходящих через всю симфонию. Конкретная программная канва заставила Чайковского отказаться от традиционной для симфоний формы.
Во 2-й и 3-й частях Чайковский, следуя программе Балакирева, создает в основном музыку картинного плана. 2-я часть (Vivace con spirito, 3/4, h-moll) носит характер изящного скерцо с некоторыми оттенками фантастики, прозрачная оркестровая фактура крайних частей, легкое звучание скрипок, арф, пассажей деревянных духовых инструментов создают живописный образ горного водопада и его брызг. В финале, напротив, музыка четко расчленяется на эпизоды, обозначенные в программе. Вызов тени Астарты. Таинственное звучание отрывков ее темы чередуется с пассажами арф, характер музыки напоминает балетные сцены (Andante quasi moderato), далее - более полное проведение темы (molto piu lento), символизирующее прощение Манфреда. Перед эпизодом смерти Манфреда еще раз возникает образ мрачного страдальца, наиболее экспрессивный раздел I части повторяется, связывая с ней финал симфонии. Эффектное вторжение звуков органа указывает момент смерти Манфреда. Эпизод в характере реквиема соединяет новую мелодию высоких струнных со средневековой темой "Dies irae", темой смерти.
В творчестве Ч. симфония "Манфред" стоит особняком - как среди других, неизменно одночастных, программно-симфонических произведений, так и среди симфоний, не имеющих столь последовательно проведенной и притом открыто декларированной программной концепции. Последнее объясняет тот факт, что в общую нумерацию симфоний Чайковского "Манфред" не вошел.
Закончив работу, он посчитал "Манфреда" лучшим из всего им написанного. После первого исполнения он писал: "... Между моими ближайшими друзьями одни стоят за "Манфреда" горой, другие остались недовольны и говорят, что я тут не сам собой, а прикрытый какой-то. Сам же я думаю, что это мое лучшее симфоническое сочинение". Но уже через полгода после премьеры Чайковский дал прямо противоположную оценку: "... Что же касается "Манфреда", то без всякого желания порисоваться скромностью, скажу, что это произведение отвратительное и что я его глубоко ненавижу, за исключением одной первой части".
Первое исполнение состоялось в Москве 11 марта 1886 г., в II-м симфоническом собрании. Дирижер М.Эрдмансдерфер. "Полууспех, но все-таки овация" (запись Чайковского в Дневнике). Последующие исполнения: в Павловске 2 и 16 мая (дирижер В.Главач), в Петербурге 27 декабря (дирижер А.Г.Рубинштейн). Первое исполнение за границей - Нью-Йорк, 22 ноября (дирижер Т.Томас). Один из первых, весьма положительных, отзывов принадлежал Ц.А.Кюи. Отметив I часть как наилучшую "по глубине замысла и единству в разработке", он оценил также "чарующую инструментовку второй картины", "разнообразно разработанную общеизвестными приемами" Пастораль и довольно подробно описал эффектные места в финале. "Излишне упоминать о том, - писал он в заключение, - что у Чайковкого фактура и инструментовка мастерские; мы можем только благодарить его за новый вклад в сокровищницу нашей отечественной симфонической музыки". Г.А.Ларош в своем первом отклике отметил, что "новый Манфред - от головы до пяток Чайковский. Обстоятельство это даже мешает ему быть Манфредом...". Позже он довольно негативно оценил "Манфреда", отнеся его "к самым сырым и неоконченным" произведениям Чайковского. Находя в "Манфреде" "прямое подражание Листу", Ларош не оценил трагическую силу выразительности I части: "...для чего эта I часть инструментована так громко? Разве Манфред терпел кораблекрушение или бомбардировал Париж?" На появление "Манфреда" откликнулись также и другие современники Чайковского, но их высказывания были также противоречивы. Издана симфония была сразу, в 1886 году П.И.Юргенсоном.
П. Е. Вайдман