Сергей Иванович Танеев
1856-1915, русский композитор, пианист, педагог, ученый, музыкально-общественный деятель.
"Связь времен..." - слова эти как нельзя лучше характеризуют место и значение Танеева в истории отечественной музыкальной культуры. Лучший, любимый ученик Чайковского, он стал учителем Рахманинова, Скрябина, Метнера, десятков других музыкантов. Каждая грань его деятельности так или иначе связана с Чайковским.
Танеев - композитор многое воспринял от своего учителя, и это ясно сказалось не только в его первой симфонии, написанной еще в классе Петра Ильича, но и в романсах, опере "Орестея", некоторых квартетах, особенно - в Первом, Чайковскому и посвященном. Его симфонии носят выраженный лирико-драматический характер, хотя романтическое начало в них воплощено не так ярко. Вместе с Чайковским Танеев стал олицетворением важного явления русской музыки - " московской композиторской школы".
Танеев - пианист стал первым и одним из лучших исполнителей фортепианной музыки Чайковского. В год окончания консерватории молодой музыкант впервые в Москве исполнил только что написанный Первый фортепианный концерт Чайковского, и автор отозвался об игре Танеева в газете "Русские ведомости" : "Он умеет до тонкости проникнуть в мельчайшие подробности авторских намерений и передать их именно так, в том духе и при тех условиях, какие мечтались автору". За Танеевым остается заслуга первого исполнителя Второго и Третьего фортепианных концертов, Концертной фантазии и других сочинений, а также участия в премьере Трио "Памяти великого художника" - Н.Г.Рубинштейна, который был учителем Сергея Ивановича по классу фортепиано. Танеев принял большое участие в подготовке консерваторского спектакля - первой постановки "Евгения Онегина".
Сергей Иванович был одним из самых близких Чайковскому друзей и музыкантов. Их переписка на протяжении почти четверти века - интереснейший глубоко содержательный документ музыкальной истории своего времени. Младший из музыкантов с благоговением относился к Учителю. Ведь не случайно брат и биограф композитора Модест Ильич Чайковский посвятил свой знаменитый трехтомный труд именно, как напечатано на титульном листе, "Сергею Ивановичу Танееву и всем, кому столь же дорога и священна память Петра Ильича Чайковского". После смерти Петра Ильича Танеев разобрал его архив, доработал и инструментовал несколько сочинений.
В свою очередь, Чайковский высоко ценил и композиторское дарование, и человеческие качества младшего друга. Он посвятил ему "Франческу да Римини". В одном из писем 1880-го года Петр Ильич признался: "... в глубине души я ни минуты никогда не сомневался, что Вы... будете крупной личностью в сфере русской музыки". (17.08.80) Особенно высоко оценил Чайковский кантату "Иоанн Дамаскин", а также Увертюру к трилогии "Орестея", которая была впервые исполнена в концерте под его управлением. Когда, после смерти Николая Григорьевича Рубинштейна, Московская консерватория переживала большие трудности и нуждалась в новом авторитетном руководителе, Чайковский добился избрания директором Танеева, которому не исполнилось еще и тридцати лет. В письме к фон Мекк Чайковский так характеризует своего воспитанника и друга: "... Танеев есть (особенно в Москве) музыкальная выдающаяся личность, заявившая себя и на поприще композиторском, и как виртуоз, и как талантливый дирижер,... Потом, это человек необычайной нравственной чистоты и высокой честности.... Наконец, это человек твердого характера, неспособного уступить ни пяди из того, что он считает своим долгом". (2 июня 1885 г).
... Пройдут годы, и Сергей Рахманинов напишет в некрологе о своем учителе Танееве: "композитор - мастер, образованнейший музыкант своего времени, человек редкой самобытности, оригинальности, душевных качеств, вершина музыкальной Москвы... Для всех нас, его знавших и к нему стучавшихся, это был высший судья..." (С.Рахманинов. Литературное наследие. В трех томах. Том I, М., 1978, с. 68).
Л. З. Корабельникова