Трио «Памяти великого художника»

  • Биография Чайковского. «Памяти великого художника» →
  • Обложка прижизненного издания Трио 'Памяти великого художника', Op. 50 Создание трио "Памяти великого художника" - это памятник дружбе двух больших музыкантов: П.И.Чайковского и Н.Г.Рубинштейна. Сочинение Чайковского посвящено памяти его безвременно ушедшего друга и наставника. Впоследствии памяти Чайковского напишет своё Элегическое трио молодой Рахманинов. Таким образом Чайковский своим трио заложил традицию эпитафных трио, что получило продолжение в творческой практике композиторов ХХ века.

    Интересно, что Чайковский неоднократно высказывал свое нежелание писать музыку для такого инструментального состава, но, начав сочинять трио, он писал Н.Ф.фон Мекк: "Знаете ли, дорогая моя, что я начал писать? Вы очень удивитесь. Помните ли, Вы однажды посоветовали мне написать trio для фортепиано, скрипки и виолончели, и помните ли мой ответ, в котором я высказал Вам откровенно мою антипатию к этой комбинации инструментов. И вдруг теперь, несмотря на эту антипатию, я задумал испытать себя в этом, еще не затронутом мной роде музыки. У меня уже написано начало трио, кончу ли его, удачно ли выйдет - не знаю, - но мне очень хотелось бы удачно кончить начатое... Не скрою от вас, что мне приходится делать над собой усилие, чтобы укладывать свои музыкальные мысли в новую, непривычную форму. Но хочу выйти победителем из всех трудностей, и постоянная мысль, что Вы будете довольны ободряет и вдохновляет меня".

    В последующих письмах Чайковский подробно пишет о процессе работы: "Не думайте, милый друг, что я утомляю себя сочинением. Сначала мне нужно было сделать над собой некоторое усилие, чтобы примириться с комбинацией инструментов, претящих моему слуху. Но теперь меня работа эта интересует и забавляет..."; "Я кончил сегодня утром черновые эскизы своего трио... Пусть трио немножко полежит; оно выиграет от того, что я на время расстанусь с ним. Затем примусь за его отделку". В письме к А.И.Чайковскому уточняет: "Я совершенно погрузился в свое трио. Меня занимает эта еще мною не затронутая форма. Дня через 2 примусь за переписку и, как только будет готова, пришлю в Москву, а ты попросишь Танеева устроить исполнение его". В письме к Юргенсону Чайковский писал "Я только что тебе отправил мое трио. Прежде чем его гравировать, необходимо чтобы его проиграл Танеев, Гржимали и Фитцанхаген, и попроси их об этом от меня. Сергей Иванович (Танеев) может сыграть по моей рукописи... Совершенно необходимо, чтобы Карлуша (К.К.Альбрехт) или другой знаток по этой части смычковых инструментов обратил внимание на мои смычковые обозначения и исправил то, что не годится... Пусть Гржимали и Фитценхаген отметят те изменения и обозначения смычков, какие ими будут признаны ненужными. - Трио это посвящаю Никол Григ. Оно имеет плачущий и погребальный колорит. Весьма хотелось бы, чтобы в качестве пиэсы, написанной в память Николая Григорьевича, оно было издано роскошно. Попроси Танеева, чтобы играя это трио, он бы в точности держался метрономических моих отметок. Я желаю, чтобы первым исполнителем трио в будущем сезоне был Серг Ив". Итак, внутренним импульсом для создания трио стал для Чайковского трагический уход из жизни Рубинштейна, воспринятый им как большое личное горе. "Чувствую, что смутно выражаю смутные мысли, бродящие в голове моей по поводу исчезновения с лица земли близкого и хорошего человека, - пишет Чайковский фон Мекк 16/28 марта 1881 г. - В голове темно, - да иначе и быть не может ввиду таких неразрешимых для слабого ума вопросов, как смерть, цель и смысл жизни, бесконечность или конечность ее, - но зато в душу мою все больше и больше проникает свет веры..." В эти горестные дни воображение Чайковского привлекла сфера эпитафиальности. Желание сказать поминальное слово, возможно, побудило его к поиску новых, не использованных прежде образов и форм. Неожиданно для себя Чайковский открыл в жанре трио особые выразительные возможности в сочетании различных по тембру и краскам инструментов, концертном использовании виртуозных свойств фортепиано и в певучести струнных и, вместе с тем, в воссоздании оркестрального эффекта: "Боюсь только, что, так поздно обратившись к новому роду камерной музыки и целый век свой писавши для оркестра, я погрешил в отношении применения данного состава инструментов к музыке моей. Одним словом, боюсь, не есть ли это симфоническая музыка, только прилаженная к трио, а не прямо на него рассчитанная. Я очень хлопотал, чтобы этого не было, - но не знаю, что вышло".

    Н. Г. Рубинштейн (1835-1881), русский пианист, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель, основатель и первый директор Московской консерватории, друг П. И. Чайковского и пропагандист его музыки - кликните по картинке Трио было сыграно в консерватории С.И.Танеевым, И.В.Гржимали, В.Ф.Фитценхагеном в годовщину кончины Рубинштейна (11марта 1882): "Получил телеграфическое известие из Москвы... что мое трио... всем очень понравилось. Очень радуюсь этому". Почти одновременно с 1-м публичным исполнением трио (18 окт. 1882) вышел из печати полный клавир: "Присланный тобой экземпляр трио, - пишет Чайковский 20 окт. 1882 г. Юргенсону, - доставил мне величайшее удовольствие. Мне кажется, что еще ни одно из моих творений не было так безупречно хорошо издано. Заглавные листы своей изящной простотой совершенно пленили меня. В воскресенье это трио должно было исполняться, и, признаться сказать, я с тайным трепетом весь вечер этого дня и следующий ожидал какой-нибудь от тебя или от кого-нибудь телеграммы. Увы! Тщетно! Заключаю из этого, что трио прошло не особенно заметным явлением на музыкальном горизонте Москвы. Это мне неприятно". То же огорчение ощущается и в письме к брату: "Я очень негодовал и сердился на всех москвичей, в том числе и на тебя, за то, что никто из вас не догадался телеграфировать мне что-нибудь о трио, исполненном в прошлое воскресенье". Однако Чайковский ошибался: зал был переполнен публикой, уже наслышанной о новом сочинении. Уже 30 окт. Ч. сообщает в письме к фон Мекк: "Мое трио игралось в Москве, и Танеев (мнением которого я очень дорожу)... пишет мне о достоинствах его восторженный отзыв. Меня это ужасно обрадовало. Он говорит, что вообще все "музыканты московские очень хвалят это трио".

    При этом мнение прессы не было единодушным. В трио гений Чайковский создал совершенное сочинение, где художественное содержание музыки, пронизанное чувством личной утраты, достигает высот философского обобщения проблемы жизни и смерти. Избегая конкретных аналогий, Чайковский все же не поставил имени друга в посвящении, поднимая на пьедестал прежде всего Художника и подчеркивая общечеловеческую идею трио.

    В одном из писем к фон Мекк Чайковский объяснил форму сочинения: "Трио будет состоять всего из 2 частей. Вторая часть - тема с большим количеством вариаций, из коего последняя будет финалом моей пиэсы". 11 вариаций покоряют завершенностью образов, филигранностью деталей, точностью индивидуальных настроений..

    После публикации трио заняло заметное место на концертной эстраде. 27 декабря 1882 г. оно было впервые исполнено в Петербурге С.И.Танеевым, С.К.Барцевичем и А.В.Вержбиловичем в 1-м квартетном собрании ( 1-ая серия ). Затем трио звучит в обеих столицах, в Киеве, Тифлисе, Харькова, Саратове, Одессе, за рубежом - Париже, Берлине, Лейпциге, Брюсселе, Нью-Йорке, Вашингтоне. Среди его наиболее постоянных исполнителей - С.И.Танеев, В.И.Сафронов, К.Ю.Гржимали, С.К.Барцевич, В.Ф.Фитценгахен, А.И.Зилоти, Д.Д.Климов, А.Д.Бродский, А.В.Вержбилович, А.А.Брандуков, А.Э.фон Глен, Л.С.Ауэр, Ю.Э.Конюс, Л.Шпор, Н.Е.Шишкин, И.В.Гржимали, К.К.Горский, Э.А.Едличка, Э.Соре, М.Марсик, Л.Дьемер, А.Шредер, Ю.Кленгель.

    На многих из исполнений Чайковский присутствовал лично: " Не могу не замечать, - пишет он фон Мекк 10 ноября 1886 г., - как много выиграл я или, лучше сказать, моя музыка, в русском общественном мнении за последние годы. Отовсюду, на каждом шагу я встречал в Петербурге так много изъяснений сочувствия и любви, что нередко умилялся до слез. Высшим проявлением симпатии ко мне было устроенное в мою честь в Квартетном обществе торжество. Вечер состоял из двух больших сочинений (квартета и трио) и мелких вещей ( 5 ноября 1886, 4- е собрание ), - энтузиазм был искренний, и я вышел оттуда подавленный чувством умиления и благодарности". 25 декабря 1887 г. Чайковский слушает трио в Лейпциге на торжественном вечере, устроенном в его честь обществом Листа (Liszt - Ferein). "Здесь успех был восторженным с поднесением венка и сильными рукоплесканиями...". В письмах к Чайковскому известные европейские музыканты и издатели, выражая восхищение, считают исполнение трио событием концертных сезонов. Французский издатель Ф.Маккар сообщил зимой 1887 г., что Трио было сыграно публично 5 раз, 2/14 марта в Париже, в редакции газеты "Фигаро" был устроен музыкальный вечер в честь Чайковского, 1-ю часть трио играли Демьер, Марсик и Брандуков; бельгийская пианистка Л.Дершайд 22 февраля 1893, сыграв трио с В.Колинсом и К.Жакобсом, сообщила Чайковскому: "...Ваше произведение имело настоящий и искренний успех... это благородно, величественно, трагично... и глубоко прочувствованно ". В дни триумфальных гастролей Чайковского в США (май 1891) трио исполнялось дважды: в Вашингтоне 4/16 мая на музыкальном вечере в русском посольстве и 8/20 мая в помещении "Метрополитен опера". "... разумеется овации", - записывает Чайковский в Дневнике.

    Все более постигая музыку трио, "оттаивает" и отечественная пресса. Так рецензируя концерт Ю.Конюса (29 сентября 1891), где скрипач в ансамбле с Танеевым и Брандуковым исполнил трио, критик... в "Московских ведомостях" (№ от 20 окт.1891) писал: "Мастерское произведение, преисполненное тяжелого, горестного чувства, вызванного в душе одного великого художника смертью другого, было передано концертантами с такой отзывчивостью, с таким техническим совершенством,... что вызвало настоящий восторг в слушателях, сделавших экспромтом трогательную овацию присутствующему в концерте П.И.Чайковскому, который после настоятельных требований взошел на эстраду и раскланялся с приветствующей его публикой".

    П. Е. Вайдман


    ТРИО «ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО ХУДОЖНИКА», Ор. 50, ля минор. Запись в mp3

    Жорж Боле (Jorge Bolet), фортепиано; Виктор Мартин (Victor Martin), скрипка; Марко Скано (Marco Scano), виолончель. Запись 1968 года.

  • Pezzo elegiaco
  • Tema con variazioni
  • Variazione finale e Coda