Биография Чайковского. «Времена года»
Как нередко бывало прежде, не успев окончить какое-либо произведение, Петр Ильич начинал работу над следующим (один замысел сменялся другим, приходили новые заказы), так случилось и теперь. Еще не завершив балет, он уступил просьбе редактора и издателя петербургского журнала «Нувеллист», Н. М. Бернарда, и начал сочинять цикл пьес для фортепиано «Времена года».
В декабрьском номере журнала за 1875 год было напечатано сообщение о том, что «знаменитый композитор П. И. Чайковский обещал редакции „Нувеллиста" свое сотрудничество и намерен в будущем году поместить целую серию своих фортепианных композиций... характер которых будет вполне соответствовать как названию пьес, так и впечатлению того месяца, в котором каждая из них появится в журнале...» Издание выходило первого числа каждого месяца. В нем публиковались фортепианные произведения и романсы русских и западноевропейских композиторов (А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Л. Бетховена, Ф. Листа, Ф. Шопена и других). Предназначенные прежде всего для очень популярного в то время домашнего музицирования среди любителей музыки, в основном — демократической интеллигенции, они распространялись «из угла в угол, от сердца к сердцу по всей русской земле» (Б. В. Асафьев).
В истории мировой фортепианной литературы было немало произведений, в которых авторы «звукописали» картины природы, сельские пейзажи. Петр Ильич был знаком с фортепианными циклами Р. Шумана («Детские сцены», «Лесные сцены», «Бабочки»), Ф. Листа («Годы странствий», «Альбом путешественника»), Ф. Мендельсона («Песни без слов»). Он и сам писал уже подобные сочинения: «Развалины замка» и пьесы в сборнике «Детский альбом». В предложенном ему цикле «Времена года», ставшем уникальным в своем жанре, композитора привлекала возможность выразить свою любовь к русской природе, которую он любил, по его словам, больше всякой другой, к родной земле, людям, быту с праздничными обрядами и трудовыми буднями. И действительно, в искренних, правдивых музыкальных образах двенадцати пьес все выражает национальный характер, составляющий суть творчества Чайковского. Пьесы цикла — картины русского быта в разное время года — создают лирическое настроение. Музыка выражает жизнь природы, которая здесь тесно сплетена с жизнью людей извечный круговорот смены времен года опоэтизированно и волнующе передает и порывы к счастью, элегическую мечтательность и размышления, грусть и надежды, светлую радость, беззаботную удаль, тревогу. При печатании пьес названия месяцев не указывались. Эпиграфы к пьесам подбирал сам издатель, обратившись к произведениям русских поэтов, на стихотворения которых композитор наиболее часто писал свои романсы: В. А. Жуковского, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, А. Н Плещеева, А. С. Пушкина, А. К. Толстого, А. А. Фета.
В музыке «Песни жаворонка» (Март) и «Подснежника» (Апрель), наполненной светлым, лирическим чувством, композитор передает настроение ожидания весны, волнующе радостное, трепетное, устремленное навстречу солнцу, надеждам и счастью, упоение расцветающей природой, необычайное воодушевление и подъем духа, которые в нем всегда вызывал приход весны: «...Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своею роскошною силой! Как я люблю, когда пр улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зеленую травку! Как радуешься прилету грачей, а за ними жаворонков и других заморских летних гостей!»