Биография Чайковского. «За родимый край...»
В марте Чайковский вынужден был отложить инструментовку оперы и приняться за новые работы: заказанные ему Торжественный марш и кантату «Москва». Слова А. Н. Майкова, написанные для кантаты, пленили своей свежестью и искренностью тона, показались красивыми и поэтичными, глубоко прочувствованными и вместе с тем оригинальными (нерифмованный текст в духе русского эпоса). Поэтому и в музыку хотелось вложить свою «долю чувства».
За родимый край я на все готов,
Я готов в огонь и во всяку скорбь,
Ибо дорог мне не земной почет,
Не земной почет, а отчизны честь…
Высокий патриотизм, выраженный не только в этих словах, но и во всем произведении поэта, воспевание Москвы как символа Русского государства были близки Чайковскому. В музыке кантаты он раскрыл чувства, навеянные впечатлением от безграничной широты просторов России — полей, лугов, от грандиозности русских рек, Волги-матушки.
Величественно, спокойно и торжественно звучит оркестровое вступление к первой части кантаты (хор «С мала ключика»), интонационно напоминающее протяжные русские народные песни. Развивая тему былинного характера, композитор дает постепенное нарастание звучания и этим как бы усиливает пространственно впечатление шири. Следующее за хором соло меццо-сопрано «То не звездочка» (словно предвестник ариозо Кумы «Глянуть с Нижнего» из «Чародейки») также близко протяжной русской песне. Его сменяет контрастный по характеру хор «Час ударил» — быстрый, подвижный. И снова — медленная часть — монолог баритона и хор «Уж как из лесу». Тема его, начинающаяся эпическим повествованием, постепенно достигает напряженного драматизма. Лирическая кульминация кантаты — ариозо меццо-сопрано «Мне ли, господи» — вносит настроение глубокой сосредоточенности и героической патетики. Последнюю часть кантаты начинает соло баритона и продолжает хор «По Руси пошел». Завершается произведение торжественно- светлой, яркой, праздничной кодой, в которой принимают участие солисты и хор: «Москве белокаменной слава!»
15 мая 1883 года кантата была исполнена хором и оркестром Большого театра под управлением Э. Ф. Направника в Грановитой палате Московского Кремля. Солистами выступили Е. А. Лавровская и И. А. Мельников. Отдельные номера вскоре прочно вошли в концертный репертуар многих отечественных певцов.
Окончив сочинение кантаты и марша, Чайковский продолжал усиленно работать над «Мазепой»: так хотелось завершить всю партитуру, привезти готовую оперу в Россию и увидеть ее постановку в предстоящем сезоне. К 16 апреля партитура была завершена и теперь можно было приступить к ее переложению для фортепиано.
Свой сорок третий день рождения Петр Ильич встретил далеко от родины, где провел пять месяцев в постоянной заботе о племяннице — Тане Давыдовой, лечившейся в Париже и ожидавшей рождения ребенка. Лишь когда Татьяна Львовна окрепла, он наконец смог покинуть столицу Франции.
Вернувшись в Россию, Чайковский вновь с горячностью занялся музыкально-общественными делами. Положение в Московской консерватории по-прежнему волновало его. Трения между членами Художественного совета продолжались. Возник конфликт дирекции Русского музыкального общества с Художественным советом консерватории. Ушел с поста директора консерватории и из числа ее профессоров Н. А. Губерт, назначенный после кончины Н Г. Рубинштейна. Петр Ильич отправил обстоятельное и убедительное письмо Николаю Альбертовичу, уговаривая его вернуться в консерваторию, и устроил совещание консерваторского начальства.
Не меньше волновала и судьба Лароша, творческая деятельность которого в этот период находилась в состоянии упадка. Петр Ильич обращается к директору Петербургской консерватории К. Ю. Давыдову с просьбой принять Германа Августовича предподавателем в консерваторию. Карл Юльевич исполнил просьбу композитора, и уже с осени Ларош вел классы по музыкально-теоретическим дисциплинам. Стимулируя друга к творчеству и помогая ему, Петр Ильич при встречах часто записывал под диктовку его статьи для журналов, газет. Начиная же с 1885 до 1901 года включительно, Герман Августович снова активно выступает в печати.