Биография Чайковского. Всемирное признание
К 15 декабря партитура «Иоланты» была завершена, и спустя два дня Петр Ильич выехал из Москвы через Киев и Каменку в гастрольную концертную поездку: в Варшаве предстоял авторский концерт и готовилась премьера «Пиковой дамы», в Гамбурге должен был исполняться «Евгений Онегин».
До отъезда за границу, в Киеве Петр Ильич выступил в двух концертах. («Приезд ожидался Киевом как исключительное событие в нашей музыкальной жизни,— вспоминал впоследствии советский композитор Р. М. Глиэр.— ...Успех концерта был потрясающий. Первый раз в жизни я был свидетелем таких оваций, такого триумфа. И я впервые почувствовал, что музыка доставляет радость не только узкому кругу любителей, что музыкальные впечатления способны захватить и объединить широкую массу слушателей, что искусство композитора может завоевать всеобщее признание и любовь».)
Навестив родственников в Каменке (любимая сестра скончалась еще весной, когда он был за границей), Петр Ильич выехал в Варшаву. Здесь он и встретил новый, 1892 год вместе со своими соотечественниками — радушными, хлебосольными и симпатичными членами семьи петербургской певицы Н. А. Фриде.
Свободные от репетиции часы Чайковский проводил либо в театре (особенно сильное впечатление произвела на него опера «Сельская честь» итальянского композитора П. Масканьи, которую он ходил слушать дважды), либо в обществе Нины Фриде и знаменитого скрипача Станислава Барцевича, своего бывшего ученика по Московской консерватории.
В концерте, состоявшемся в варшавском Большом театре 2 января, Петр Ильич дирижировал своими сочинениями: Третьей сюитой, Элегией и Вальсом из Серенады для струнного оркестра, Итальянским каприччио, Меланхолической серенадой и Концертом для скрипки с оркестром, арией Иоанны из «Орлеанской девы» и романсами. Барцевич и Фриде выступили солистами. Композитор остался доволен вечером: «Оркестр (который очень полюбил меня) играл прекрасно. Барцевич с необычайным блеском сыграл мой концерт, а Фриде чудесно пела».
На следующий день Чайковский выехал в Гамбург, но проездом на день задержался в Берлине, чтобы отдохнуть, побыть в уединении: ностальгия все росла, и он уже не мог думать «без трепета, восторга и страстного нетерпения о вожделенном дне возвращения в стократ обожаемую матушку- Русь». Находясь в Берлине, он по-прежнему не только душой, но и мыслями был весь в заботах о нуждах своих бывших учеников, друзей, родных. Управляющему конторой московских театров М. П. Пчельникову он пишет оттуда письмо с настоятельной рекомендацией на вакантное место капельмейстера Малого театра своего ученика — дирижера, скрипача и композитора А. Ф. Арендса...
Гамбургской премьерой «Онегина» композитор намеревался дирижировать сам. Но на репетиции он сделал заключение, что опера «прекрасно разучена и недурно поставлена» (хотя в постановке — в декорациях и костюмах — многое ему показалось смешным и наивным). В то же время он никак не мог привыкнуть к звучанию речитативов в немецком переводе, отличавшимся эквиритмически от оригинала, что его пугало и сбивало. Поэтому он решительно отказался от дирижирования. Спектакль 7 января прошел под управлением Густава Малера — молодого немецкого композитора и дирижера.