Биография Чайковского. Всемирное признание
Через два дня Чайковский приехал в Париж — «разогнать тоску по родине» и «неистовое стремление домой»: ходил по театрам, к друзьям (в том же отеле проживало семейство Зилоти). В Париже композитор занялся переделкой, усовершенствованием секстета. Как только работа была завершена, он окончательно решил ехать в Россию и предполагавшаяся поездка в Прагу, Амстердам и Гаагу не состоялась. 21 января Петр Ильич уже был в Петербурге. Предстоящий авторский концерт он перенес на 7 марта и возвратился в Майданово, с наслаждением входя в свой, строго размеренный образ жизни. Сразу же он начал трудиться над оркестровкой сюиты из «Щелкунчика» и завершением партитуры всего балета. Мечтал переделать почти заново «Опричника». Лишь ненадолго выезжал Петр Ильич в Петербург для участия в концертах из своих произведений, которыми дирижировал сам. Первый из них состоялся в Петербургском отделении Русского музыкального общества, где с успехом была впервые исполнена сюита из «Щелкунчика», второй — в Училище правоведения, где композитор дирижировал любительским оркестром. Тогда же композитор сыграл «Иоланту» в присутствии театральной дирекции и артистов, приведя всех в восторг. Выезжая в Майданово, он взял с собой партитуры опер Гуно «Фауст» и Рубинштейна «Демон». Ему нужно было подготовиться к дирижированию в оперном товариществе И. П. Прянишникова в Москве, в котором обещал выступить, чтобы поддержать успех гастролей этого коллектива (участвовал он безвозмездно).
Весь апрель Чайковский провел в Москве и работал, по его словам, «как каторжник». Но тем не менее он предпочитал такой образ жизни заграничным путешествиям: «Лучше даже страдать, как мне это предстоит, в Москве, чем быть вне России».
Все фортепианные и оркестровые репетиции композитор проводил сам, как старательный дирижер. «...Ознакомившись вполне со своими исполнителями, Петр Ильич совершенно уверенно и вполне удобно для артистов дирижировал не только свою (оперу «Евгений Онегин».— Г. П.), но и чужие оперы, и думаю, что только из скромности и излишнего недоверия к себе не выбрал более трудных опер,— вспоминал И. П. Прянишников.— Мало того, в таких известных и установившихся уже операх, как „Демон" и „Фауст", он сумел найти новые и в высшей степени художественные оттенки. На замечания о новизне этих нюансов он всегда отвечал: „Может быть, и принято исполнять иначе, но я так чувствую эту фразу"... Все репетиции и спектакли Петр Ильич дирижировал стоя, так что для него было понижено дирижерское возвышение и он даже просил совсем убрать стул. Он объяснял это привычкой дирижировать концертами и говорил, что, сидя в оркестре на стуле, он чувствует себя до того связанным, что положительно теряет всякую способность увлекаться и вполне отдаваться своему делу».
С мая месяца Чайковский поселяется в новом доме, стоящем на окраине Клина. Здесь ему сразу становится «гораздо более у себя», чем в любом другом месте до этого. Он доволен и двумя огромными комнатами, и прекрасными видами из окон, и возможностью чудесных прогулок, которые благодаря шоссе мог совершать в любую погоду. От Юргенсона поступает множество корректур, закончив работу над которыми в конце мая он выезжает на лечение в Виши — курорт во Франции.Пробыв в Виши около месяца, композитор все время безуспешно пытался начать работу; уже давно зрел замысел новой симфонии, но ни одной строчки сочинить не мог. «Чувствую, что крантик, который теперь закрылся, отвернется только когда приеду в нашу милую, обожаемую, несмотря на все пакости, Россию,— пишет он Зилоти.— Мне кажется, что иначе и быть не может. Художник-исполнитель может хоть целые десятилетия проживать вдали от родины; но художник по части творчества может с успехом действовать только на родине».
Приступить к сочинению новой симфонии композитор смог лишь дома, после окончания работы над подготовкой к изданию партитур и переложений для фортепиано «Иоланты» и «Щелкунчика», экстренность которых была вызвана предстоящей их постановкой на сцене Мариинского театра в начале будущего сезона: премьера была назначена на 6 декабря 1892 года.
Первую постановку «Щелкунчика» осуществили балетмейстеры М. И. Петипа и Л. И. Иванов, дирижировал Р. Е. Дриго. Опера же шла под управлением Э. Ф. Направника. В этом спектакле участвовали М. И. Фигнер (Иоланта), Н. Н. Фигнер (Водемон), Л. Г. Яковлев (Роберт), К. Т. Серебряков (король Рене), А. Я. Чернов (Эбн-Хакиа), В. Л. Карелин (Альмерик), Я. А. Фрей (Бертран), М. Д. Каменская (Марта), А. К. Рунге (Бригитта) и М. И. Долина (Лаура).