Биография Чайковского. Поэма о юности и любви

В основу музыки двухактного балета-феерии «Щелкунчик» легла подробнейшим образом разработанная программа Мариуса Петипа, созданная по сюжету сказки Э. Т. А. Гофмана и А. Дюма-отца. Как и в «Спящей красавице», Чайковского привлекла здесь возможность средствами музыки воплотить всегда привлекавшую его гуманистическую идею — борьбу Добра со Злом, победу Света над Мраком, иными словами: жизнь с ее страданиями, борениями, порывом к счастью и достижением его. Но на этот раз излюбленная тема творчества выражалась в необычной форме — в форме аллегории. Сказка о Добре и Справедливости нашла свое отражение в жанре лирико-характеристического балета, где классический танец чередуется с характерным танцем и пантомимой, где еще большую роль играет симфонизация, насыщение танцевальной музыки подлинно симфоническими и оперными приемами развития музыкальных образов, а содержание — внутренним психологизмом.

Во дворце президента собираются гости на рождественский праздник. Воинственно, под звуки веселого марша шествуют мальчишки, сделав из подаренных игрушек целый оркестр: здесь и детские трубы, и детские барабаны, и ударный инструмент — тарелки, и «перепела», и «кукушки». Легкий изящный галоп, создающий образ беззаботных, веселых детей, противопоставляется полонезу, с комической торжественностью подчеркивающему важность, благонамеренность «серьезных» взрослых. Зажигается елка, дети получают подарки — кукол, которые могут двигаться как живые. Дочери президента Маше (у Петипа — Кларе) дарят, кроме того, Щелкунчика для раскалывания орехов — смешного, большеголового уродца. Но озорные мальчишки отнимают понравившуюся девочке игрушку и ломают ее... Праздник кончается — расходятся гости. Маша горюет о сломанной игрушке: жалея Щелкунчика, она укладывает его спать; звучит нежная, печальная колыбельная. Наступает полночь. Вдруг совершается чудо: елка начинает расти, и все ее украшения — пряники, игрушки — оживают. Оживает и уродливый Щелкунчик. Но что это? Маша встревожена непонятным, все нарастающим, жутким шорохом, писком. Это со всех сторон появляются огромные мыши. Под предводительством своего царя они захватывают пряничных солдатиков. Тогда Щелкунчик вместе с оловянными солдатиками бесстрашно вступает в горячее сражение. Битва игрушек и мышей превращается в настоящую войну: в фантастической музыке слышны и призывные сигналы труб, и дробь барабана. И в тот миг, когда, казалось, гибель Щелкунчика неизбежна, Маша — нежная девочка с добрым сердцем — решительно и самоотверженно вступает в борьбу с кошмарным злом. Любовь и жалость побеждают страх в ее душе. Защищая любимую игрушку, она кидает в мышиного царя свою туфельку... Щелкунчик превращается в прекрасного принца. Он благодарит свою спасительницу и приглашает ее в волшебное кондитерское царство (Конфитюренбург).

Отправляясь в путешествие, Маша и Щелкунчик попадают в зимний заснеженный лес. Их медленный лирический танец-дуэт (Анданте) становится лирической поэмой о пробуждающихся светлых чувствах, о надеждах, волнении и радости. Этот большой дуэт справедливо называют «поэмой о юности, симфоническим гимном любви, победившей злые силы» (Н. В. Туманина). Музыка его исполнена патетики и в то же время чистоты и нежности. Снежинки окружают юных героев. «Вальс снежинок» (мелодию его подхватывает и детский хор) своей светлой лирикой, напевностью производит после предшествующих тревожных и жутких ночных сцен впечатление очищения от всякой скверны.

В царстве сластей, лакомств и игрушек Машу и Щелкунчика встречает фея Драже. Все благодарят девочку-спасительницу. Начинается праздник. Открывает его фея Драже своим изящным и грациозным танцем (он звучит в исполнении челесты — французского инструмента, разновидности фортепиано, отличающегося нежным и звонким тембром. Композитор первым в России применил его). Дивертисмент-сюиту составили шесть характерных танцев: шоколад (быстрый, темпераментный испанский танец с характерным прищелкиванием кастаньет), кофе (медленный, томный арабский танец, в основу которого положена мелодия грузинской народной колыбельной песни), чай (шуточный китайский танец, с нарочито комическим противопоставлением контрастных регистров оркестра: низкого — фагот и высокого — флейта), трепак (увлекательная русская народная пляска), танец пастушков (легкая, изящная итальянская тарантелла), танец паяцев (веселый, оживленный танец на тему французской народной песни).

Дивертисмент сменяется большим классическим танцем — «Вальсом цветов», воспевающим весну, красоту расцветающей природы. Балет завершается финальным вальсом — музыка его полна восторженности, стремительности, блеска, а чередования контрастных эпизодов еще больше подчеркивают полноту жизнеощущения. Его апофеоз исполнен задора и огня.

← в начало | дальше →