Биография Чайковского. Великое наследие
Поистине огромная, растущая год от года популярность Чайковского коренится в природе его таланта, в том, что его искусство — демократическое, адресованное всем, и вместе с тем глубоко лирическое, обращенное к каждому в отдельности, идущее от сердца к сердцу. Своеобразный способ высказывания композитора (лирическое преломление содержания, передача любых событий: исторических, социальных; сюжетов: жанрово-бытовых, народных, трагических или юмористических — как чего-то глубоко личного) создавал отличительную особенность — узнаваемость слушателями автора произведения. Вместе с тем своеобразие рождало новаторские художественные образы, которые в свою очередь приводили к переосмысливанию традиционных классических форм, архитектоники сочинения и других средств музыкальной выразительности (мелодии, гармонии, оркестровки и т. д.). Выступая истинным реформатором, Чайковский не разрушал традиции, сложившиеся в отечественной и зарубежной музыкальной культуре, а создавал новое на их основе. Однако это новое, свое качественно изменяло и формы, и средства воплощения содержания.
С именем Чайковского многое в русской, да и в мировой музыке связано со словом впервые. Создание русского симфонизма; нового симфонического жанра — трагической симфонии; нового для русской оперы жанра — лирико-психологической драмы; нового жанра в русской музыке — классического балета, оказавшего воздействие на дальнейшее развитие и западноевропейского балета.
Композитор смело сближал симфонический и театральный жанры. Принцип симфонического развития, отражающий концепцию эволюции жизненно-художественных образов, он применял и в опере, и в балете (как жанрах, с его точки зрения, самых демократичных — доступных массам, а не только избранным), и в других формах. А конфликтную драматургию, «зримость» музыкально- сценических образов вводил в симфонии, программные симфонические произведения, камерные ансамбли и романсы. И каждое из этих произведений отмечено новым прочтением жанра.
Чайковский — «единственный среди симфонистов второй половины XIX века — достиг бетховенской силы в обобщении идей и образов, снова сделал симфонию высшим музыкальным жанром, поднял симфонию на высоту „искусства самых высоких помыслов", на уровень „эмоциональной философии в звуках"» (Н. В. Туманина).
Обладая совершенной композиторской техникой, Чайковский, по словам Д. Д. Шостаковича, умел поставить ее на службу содержанию: «Горячая кровь всегда пульсировала над сдержанной формой» его произведений.
Другой крупнейший представитель музыки XX века — Игорь Стравинский подчеркивал, что, «подобно Пушкину в поэзии, Чайковскому удалось создать удивительное единство, благодаря которому русское искусство поднялось на уровень высочайших достижений искусства Европы и в то же время сохранило национальное своеобразие». Действительно, как творчество немецких композиторов Баха и Бетховена, Шумана и Вагнера, австрийских — Моцарта и Шуберта, французских — Берлиоза и Мейербера, итальянских — Монтеверди и Палестрины, Верди и Россини, чешских — Дворжака и Сметаны, польских — Шопена и Монюшко, венгерских — Листа и Эркеля, норвежского — Грига, финского — Сибелиуса, так же и творческое наследие Чайковского стало русским вкладом в мировую музыкальную культуру.
Сочинения Чайковского, ставшие для композиторов своеобразной «технической энциклопедией» (Шостакович), являются вечным источником высоких реалистических традиций для прогрессивного музыкального творчества. Оказав влияние на творчество композиторов-современников как в России, так и за рубежом, они продолжали свое воздействие и в последующие эпохи, о чем неоднократно писали крупнейшие симфонисты XX века — Стравинский, Прокофьев, Мясковский, Шостакович.