Биография Чайковского. Великое наследие

Видя долг художника в умении всматриваться в жизнь, высвечивать позитивное, верить в высокое человеческое предназначение, Чайковский и в философских концепциях своих произведений был гуманистичен и прогрессивен. В музыке своей он раскрывал страстный порыв к счастью, к свободе личности, воспевая красоту возвышенной любви, «мотив света» (по его словам), преклонение перед величественностью и могуществом природы, упоенность ею и обретение в ней нравственной силы, душевного равновесия. Каковы бы ни были препятствия на пути человека к счастью познания вдохновенной любви, радости творчества — жестокие, грозные, неумолимые и трагически-безысходные, герой его произведений неустанно борется и преодолевает эти препятствия. Даже если во имя идеи приходится погибнуть.

Музыка Чайковского глубоко национальна и, как справедливо отмечал Н. Д. Кашкин, композитор является истинно национальным «не только потому, что у него в музыке очень часто слышатся отголоски русской песни, в ее характернейших проявлениях или что он брал иногда подлинные русские народные мелодии в основу своих композиций, но по всему своему внутреннему складу и миросозерцанию». Сам же Петр Ильич признался однажды: «Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то есть родственных с народной песнью приемов в мелодии и гармонии, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки, что я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях, что, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова». Вместе с тем, сохраняя национальную самобытность, творчество Чайковского было подлинно интернационально. В своих сочинениях композитор обращался к музыкальному фольклору итальянского и французского, сербского и немецкого, чешского и украинского народов. В своих сочинениях он использовал сюжеты английских поэтов Байрона и Шекспира, немецких — Гейне и Гёте, французских — Коллена и Мюссе, польских — Мицкевича, Ленартовича и Сырокомли (Кондратовича), итальянского поэта Данте, сербского — Караджича и других.

Как национальный праздник отмечалось столетие со дня рождения Чайковского в 1940 году. Совнарком Союза ССР издал специальное Постановление об ознаменовании этой даты и увековечении памяти композитора: воздвигнуть памятник в Москве; издать полное собрание сочинений; присвоить его имя музыкальному училищу в Воткинске, музыкальной школе в Клину, только что построенному Концертному залу в Москве; переименовать Новинский бульвар в Москве в улицу имени Чайковского; учредить стипендии на композиторских факультетах в консерваториях Москвы, Ленинграда, Киева и Тбилиси: выпустить юбилейные марки с портретом композитора. Имя Чайковского с 1940 года стали носить Московская и Киевская консерватории, а затем и Пермский театр оперы и балета. Ежегодно у памятника композитору, перед зданием Московской дважды ордена Ленина государственной консерватории имени П. И. Чайковского, на улице Герцена, 13, проводится торжественное открытие Праздника песни в Москве.

Местом активной музыкально-общественной жизни стал Дом-музей П. И. Чайковского в Клину. За счастье почитают для себя выступление в памятные дни 7 мая и 6 ноября (по старому стилю Петр Ильич родился 25 апреля, скончался 25 октября) в гостиной композитора выдающиеся музыканты, исполняя его сочинения. В подмосковный город стекаются миллионы людей, тянутся их сердца и помыслы. Это дом, любимый народом. В течение только одного года сюда приходят около двухсот тысяч человек. В концертном зале, построенном рядом с Домом-музеем, проводятся фестивали музыкального искусства.

Все большее число почитателей Чайковского посещает Музей-усадьбу композитора, находящийся на его родине в Воткинске, и литературно-мемориальный музей А. С. Пушкина и П. И. Чайковского в Каменке. А в городе Чайковском, расположенном на Боткинском водохранилище, проводится ежегодно фестиваль музыкального искусства — один из самых массовых праздников в стране. В организации его участвуют многие видные советские композиторы, музыковеды, музыканты-исполнители.

Начиная с 1958 года, раз в четыре года, в Москве проходит традиционный Международный конкурс музыкантов-исполнителей имени П. И. Чайковского. «Музыкальной весной мира» называют этот праздник искусства. Он стал событием мирового значения не только потому, что является одним из самых авторитетных международных соревнований, но и потому, что свидетельствует о неиссякаемой силе воздействия музыки одного из величайших композиторов мира, прославившего русское музыкальное искусство на все времена. Вместе с тем конкурс стал одновременно национальным и интернациональным соревнованием, так как музыка Чайковского признана достоянием мировой культуры.

← в начало | дальше →