Александр Порфирьевич Бородин
Родился 31 октября 1833 года в Петербурге. С детства обнаружил выдающиеся музыкальные способности. Девятилетним мальчиком написал польку для ф-п, а в 14 лет сочинил концерт для флейты и фортепиано. С ранних лет тяготел также к занятиям естественными науками, особенно химией. В 1850 году поступил в Медико-хирургическую академию и впоследствии до конца жизни оставался ее профессором. В 1858 году защитил диссертацию и получил степень доктора медицины.
Решающее значение для формирования творчества Бородина имело его знакомство в 1862 году с М. А. Балакиревым, главой знаменитой «Могучей кучки», утверждавшей в музыке идеи, близкие передовым идеям великих русских революционеров-демократов. Войдя в состав балакиревского кружка, Бородин, как и другие «кучкисты», стремился продолжать и развивать великие реалистические традиции М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского — правдиво отражать в музыке думы и чаяния народа, утверждать высокие, прогрессивные мысли.
В 1867 году Бородин окончил первую симфонию и написал ряд романсов. Уже в этих произведениях явственно проступают отличительные черты музыки Бородина: могучая сила, широта, народность, напевная мелодичность. В 1876 году композитор заканчивает одно из самых значительных своих творений — вторую, Богатырскую, симфонию, воспевающую мощь и величие русского народа.
Симфонии, опера «Князь Игорь», симфоническая поэма «В Средней Азии», вокальная лирика, произведения камерной ансамблевой музыки прочно утвердили за Бородиным славу одного из корифеев русской и мировой музыки.
Крупнейшее создание композитора — опера «Князь Игорь» написана по совету В. В. Стасова. Бородин приступил к ее сочинению еще в конце 60-х годов и работал над оперой до конца своей жизни.
15 февраля 1887 года Александр Порфирьевич Бородин внезапно скончался в Петербурге от разрыва сердца. После его смерти «Князь Игорь» был закончен Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым.
«Князь Игорь» — историко-героическая опера, проникнутая высокими идеями патриотизма. Она прославляет моральную стойкость русских людей, силу и мужественность их национального характера, безграничную любовь к матери-Родине. Музыкальный язык оперы необычайно выразителен и разнообразен. В нем органически сочетаются эпическая широта и нежный лиризм, простая и задушевная напевность, характерная для русской народной песни, и затейливые узоры восточной мелодики, высокая героика и искрометный юмор.
«Князь Игорь» — одна из самых популярных русских опер. Она не сходит со сцен музыкальных театров мира и пользуется горячей любовью слушателей.