Чайковский. По поводу «Сербской фантазии» г. Римского-Корсакова. Примечания
Опубликована 10 марта 1868 г. в «Современной летописи» (воскресное прибавление к газете «Московские ведомости»), М., 1868, No 8, стр. 9–10. Перепечатана в 1898 г. в «Муз. ф.», стр. 1–4.
1 Первое исполнение в Москве «Сербской фантазии» Римского-Корсакова состоялось 16 декабря 1867 г. в третьем симфоническом собрании Русского музыкального общества под упр. Н. Г. Рубинштейна.
2 Русское музыкальное общество в Москве было основано в 1860 г.; 22 ноября этого года состоялось первое симфоническое собрание под управлением Н. Г. Рубинштейна (в программе — произведения Глинки, Баха, Генделя, Вагнера и Бетховена). В 1866 г. 1 сентября при Обществе была открыта консерватория.
3 «...голос серьезной критики впервые послышался лишь месяца три тому назад на страницах «Русского вестника», под пером г. Лароша«.— Статья Г. Лароша «Глинка и его значение в истории музыки» напечатана в московском ежемесячном журнале «Русский вестник», М., 1867, кн. 10, стр. 534–585; 1868, кн. 1, стр. 272–299; кн. 9, стр. 44–74, кн. 10, стр. 377–426.
Чайковский в данном случае имеет в виду именно московскую печать; этим объясняется неупоминание хотя бы имени А. Н. Серова, критическая деятельность которого всецело относилась к Петербургу и, следовательно, наряду с общими вопросами музыкального искусства, охватывала лишь петербургскую музыкальную жизнь. В московской печати статьи с обстоятельным разбором явлений искусства, исходящим от осведомленного писателя-музыканта, встречались слишком редко, и до возвращения Одоевского в Москву (начало 60-х годов) еще не было авторитетных выступлений, сколько-нибудь заметно влиявших на вкусы музыкальных любителей в области концертной и театральной жизни, и вообще на развитие музыкального просвещения.
В конце 60-х годов, когда начинал свою деятельность Ч., разновременно писали о музыке в Москве В. Ф. Одоевский (изредка), Н. А. Мельгунов, В. П. Боткин; появлялись первые критические опыты молодого Н. Д. Кашкина и статьи Г. А. Лароша. Более постоянно помещавшие статьи о музыке — Н. М. Пановский и др.,— проявляя литературное дарование и будучи иногда хорошими информаторами, не обладали в надлежащей мере широтой кругозора и специальной подготовкой. Изредка выступал с оценкой музыкальных явлений даровитый театральный критик А. Н. Баженов.
4 Здесь в цитате из статьи Незнакомца опущена фраза: «Публика приняла ее крайне холодно». См. статью Незнакомца: «Летопись московских концертов» в журнале «Антракт», М., 1868, No 8 (25 февраля), стр. 3.
Выяснить фамилию рецензента журнала «Антракт», писавшего под псевдонимом «Незнакомец», не удалось. Возможно, что это был театральный критик, впоследствии известный издатель реакционной газеты «Новое время» А. С. Суворин. Его статьи в петербургской печати появлялись в 70-х годах под этим же псевдонимом и тогда же он вел корреспонденцию в московских газетах. Не лишено вероятия его временное пребывание в Москве и отсюда отчет о концерте.
Упомянутый рецензент в том же номере «Антракта» (Na 8), где им разбиралась «Сербская фантазия» Римского-Корсакова, отозвался очень благосклонно о раннем произведении Ч. «Танцы сенных девушек». Тем резче выявляется здесь независимость П. И. Это особенно видно из возникшей между Чайковским и рецензентом полемики. (См. «Антракт», М. 1868 г. 17 марта, No 11, стр. 4–5).
5 Первое исполнение Первой симфонии (es-moll) Римского-Корсакова (в Петербурге) состоялось 19 декабря 1865 г.
6 К этому времени (начало 1868 г.) Римским-Корсаковым, кроме упоминавшейся симфонии, были написаны следующие произведения: 4 романса ор. 2 (1866), 4 романса ор. 3 (1866), 4 романса ор. 4 (1866), 4 романса ор. 7 (1867), увертюра на русские темы для оркестра (1866), Фантазия на сербские темы для оркестра (1867) и Эпизод из былины «Садко» — музыкальная картина для симфонического оркестра (1867).
7 «Не знаем, насколько г. Римский-Корсаков имел право назвать эту фантазию „сербской“. Если мотивы, на которых она построена, действительно сербские, то весьма интересно знать, почему эти мелодии носят на себе столь явные признаки влияния музыки восточных народностей на народное творчество сербов» и т. д. В «Летописи» Н. А. Римского-Корсакова мы встречаемся с теми сведениями, какие в данном случае интересовали Ч-го, и о выборе «прелестных» тем для этой фантазии, сделанном М. А. Балакиревым. (См. Н. А. Римский-Корсаков. «Летопись моей музыкальной жизни», М., 1935, стр. 71).
Современное, советское музыкознание устанавливает, что наличие хроматизмов, сложных мелизмов, увеличенной секунды в мелодиях южно-славянских народностей не является признаком влияния восточного элемента, как предполагалось прежде; здесь мы имеем дело с характерными приемами в подлинном, издавна сложившемся творчестве этих народностей.
8 Взаимные отношения Чайковского и Римского-Корсакова значительно отличаются от таковых же с другими представителями «Могучей кучки».
Чайковский всегда выделял Римского-Корсакова не только как музыканта с исключительным творческим даром, но и как деятеля искусства, постепенно и с необычайным мужеством преодолевшего в зрелом возрасте все недостатки технического образования, обусловленные неправильным, по мнению Чайковского, направлением, взятым «кучкистами» в ранние годы их выхода на музыкальное поприще. В настоящее время взаимная переписка обоих композиторов, восстановлена и помещена в издании «Советская музыка» (третий сборник статей, Музгиз, М.—Л., 1945 г., стр. 121–148). Она раскрывает поучительные страницы истории русской культуры.
Многочисленные высказывания, оценки и упоминания о встречах и взаимоотношениях с Н. А. Римским-Корсаковым имеются в изданиях: «Жизнь П. И. Чайковского», «Переписка с Н. Ф. Мекк» и «Дни и годы» (см. по указателям), а также в переписках Ч-го с М. А. Балакиревым и П. И. Юргенсоном. В частности, об опере «Снегурочка» отметим высказывание Ч-го в «Дневниках», стр. 135; то же — в «Дни и годы», стр. 409. Об «Испанском Каприччио» — у Н. Кашкина — «Воспоминания о П. И. Чайковском». М. 1896, стр. 152–153. Об опере «Млада» — У В. В. Ястребцева — «Мои воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове». Пгр. 1917, вып. I, стр. 55 (относится к 20 октября 1892 г.); то же — в «Дни и годы», стр. 562.
В нашем издании эта тема освещается во вступительной статье, а также в «Беседе» с Чайковским в 1892 г.