Чайковский. Голос из московского музыкального мира. Примечания
Опубликована 4 мая 1869 г. в «Современной летописи», М., 1869, No 16, стр. 6–7. Перепечатана в 1898 г. в «Муз. ф.», стр. 5–7.
1 Балакирев М.— «Сборник русских народных песен». Спб., 1866.
2 Ученики и друзья М. А. Балакирева — члены кружка «Могучая кучка»: Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи.
3 Первое исполнение в Праге оперы «Руслан и Людмила» Глинки состоялось 4/16 февраля 1867 г. под управлением М. А. Балакирева.
4 М. А. Балакирев дирижировал симфоническими собраниями Петербургского отделения Русского музыкального общества в течение «двух концертных сезонов: 1867–1868 гг. и 1868–1869 гг. (четыре концерта в первом сезоне и девять концертов во втором сезоне). Даты концертов и подробные программы приведены в книге Н. Финдейзена «Очерк деятельности СПб. имп. русского музыкального общества (1859–1909)». СПб., 1909. Приложения, стр. 8–10. 5 26 апреля 1869 г. состоялось десятое симфоническое собрание Петербургского отделения Русского музыкального общества. Программа: Мейербер — увертюра «Струензе», Берлиоз — симфоническая картина из оперы «Троянцы в Карфагене», Шуберт — Лист — Фантазия (C-dur) для фортепиано с оркестром (Г. Г. Кросс), Бетховен — Девятая симфония. Это было последнее выступление М. А. Балакирева в качестве дирижера симфонических собраний РМО.
6 Взаимоотношения Чайковского и Балакирева выявляются в письмах, которыми они обменивались в разные годы. См. «Переписка М. А. Балакирева с П. И. Чайковским», с предисловием и примечаниями С. Ляпунова (изд. Ю. Г. Циммерман, СПб., 1912).
Но этот материал при всем своем интересе и ценности недостаточен для раскрытия данной темы в целом. Об отношении Чайковского к личности, творчеству и деятельности Балакирева и отчасти об отношении Балакирева к Чайковскому см. след. изд.: трехтомник «Жизнь П. И. Чайковского» (см. упом. ИЗД., т. I, стр. 287, 329-335, 339, 343, 522; т. II, стр. 74 и 417; т. III, стр. 50, 51–53); Переписку Ч. с Н. Ф. Мекк, тт. I, II и III (изд. «Academia», 1934–1936 гг., см. по указателю); воспоминания Н. Д. Кашкина — «Балакирев и его отношение к Москве» (журн. "Музыка«,1913 г., NoNo 147 и 148); Переписку Ч. с П. И. Юргенсоном (т. I, Музгиз. 1938, стр. 18, 50–51, 167, 207); К. Чернов — «М. А. Балакирев» («Муз. летопись», сборн. III, Л., 1926); журнал «Красный Архив», М., 1940 т. 3, стр. 252–253.
В своих музыкальных статьях Ч. с величайшим уважением высказывается о творческом даровании Балакирева, о его «всестороннем музыкальном развитии», о таких произведениях, как «Исламей», «Тысяча лет», «Русь»), о деятельности по собиранию и гармонизации русских народных песен, о его переложении «Арагонской хоты» Глинки.
Позднее Ч., продолжая признавать в Балакиреве «громадный талант», прибавлял к этому: «погибший, вследствие каких-то роковых обстояльств» (1878); здесь он основывался на известном факте длительного перерыва в творческой работе Балакирева, возобновившейся уже после смерти Чайковского.
В 1881 г. на запрос его корреспондентки Н. Ф. Мекк о романсах Балакирева Чайковский пишет: «Я совершенно разделяю Ваше мнение относительно их. Это, положительно, маленькие chef d’oeuvr’ы, и некоторые из них я люблю до страсти. Было время, когда я не мог без слез слушать „Песнь Селима“, и еще я высоко ставлю его „Песнь золотой рыбки“. В хорошем исполнении этот последний романс производит обаятельное впечатление» (т. II, стр. 546). Чайковский посвятил Балакиреву свои симфонические произведения: «Фатум», «Ромео и Джульетта» и «Манфред». Два последних сочинения были созданы по предложению и мысли Балакирева.
Признавая в Балакиреве крупную величину, Чайковский далеко не склонен был следовать всем его советам, которые Балакирев обычно с большой настойчивостью давал тем, кого он ценил и любил.
Статья Чайковского в защиту М. А. Балакирева вызвала ответ В. В. Стасова:
«Москва нас предупредила. Московская печать высказалась раньше нашей в деле, которое в особенности касается нас, петербуржцев, и, по всей справедливости, должно считаться нашим общим делом. В „Современной летописи“ напечатана на днях следующая, чрезвычайно важная заметка (приводится полный текст статьи Чайковского.— В. Я.). Эту заметку написал г. Чайковский, один из даровитых наших композиторов и профессоров Московской консерватории» и пр. В. С. («Хроника») «С.-Петербургские ведомости», СПб., 1869, N" 131 (14 мая), стр. 1–2.