Давыдов Владимир Львович
1871, Каменка,- 1906, Клин, сын А.И.Давыдовой, любимый племянник Чайковского.
В год смерти композитора Володя Давыдов закончил Петербургское училище правоведения и поступил вольноопределяющимся в Преображенский полк. Став через год офицером этого полка, он заведовал хорами полковых певчих, которые в то время пользовались заслуженной славой.
Способности к музыке и рисованию Володя проявлял с детства, и это особенно привлекало в нем Чайковского. Его любовь к племяннику предопределили и слова Александры Ильиничны о их внешнем сходстве:" После многих волнений и беспокойства, а потом сильных страданий, бог дал мне сына Владимира,- писала она брату;- еще малютка лежал, едва появившись на свет... как я привстала взглянуть на него, и первые мои слова были - он похож на брата Петю, дай бог, чтоб и человеком таким же был! Действительно Воля похож на тебя и меня это очень радует..."
С первого же знакомства Петра Ильича с племянником он стал выделять этого ребенка, восхищаться его достоинствами, проявлять к нему особую любовь и внимание. Родные называли мальчика "бэби". Не умея в детстве выговорить это слово, он произносил вместо него "боб". Это прозвище так и осталось за Володей Давыдовым на всю жизнь. Летом 1878 года, живя в Каменке, Чайковский сочинил "Детский альбом", состоящий из двадцати четырех небольших фортепианных пьес. Когда Альбом вышел из печати, композитор написал Л.В.Давыдову, отцу мальчика: "Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картиночками, что ноты эти сочинил дядя Петя и что на них написано: Посвящается Володе Давыдову. Он, глупенький, и не поймет, что значит посвящается!.. А Бобику, хоть ради его неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, можно целые симфонии посвящать". Чайковский сам занимался с Володей, учил его играть на рояле, проявляя при этом удивительное терпение. Много лет спустя, в 1892 году, композитор, делая облегченное переложение балета "Щелкунчик", писал: "Эта последняя работа просто изводила бы меня, если бы я постоянно не воображал, что ты будешь ее играть, и я стараюсь, чтобы тебе полегче было", - признавался он в письме к племяннику.
Владимиру Львовичу Давыдову Чайковский посвятил и свою последнюю, Шестую симфонию, которую считал "наилучшей и, в особенности, НАИИСКРЕННЕЙШЕЙ из всех" своих сочинений. Приступив к работе над симфонией, композитор поделился с ним своими планами: "Во время путешествия у меня явилась мысль другой симфонии, на этот раз программной, но с такой программой, которая останется для всех загадкой, - пусть догадываются, а симфония так и будет называться ПРОГРАММНАЯ СИМФОНИЯ (N6)...Программа эта самая что ни на есть проникнутая субъективностью, и нередко во время странствования, мысленно сочиняя ее, я очень плакал. Теперь, возвратившись, сел писать эскизы, и работа пошла так горячо, так скоро, что менее чем в четыре дня у меня совершенно готова была первая часть и в голове уже ясно обрисовались остальные части. Половина третьей части уже готова. По форме в этой симфонии будет много нового, и между прочим, финал будет не громкое аллегро, а наоборот, самое тягучее adagio. Ты не можешь себе представить, какое блаженство я ощущаю, убедившись, что время еще не прошло и что работать еще можно."
В.Л.Давыдова Чайковский сделал своим главным наследником, завещав ему основную часть авторских прав. Выйдя в отставку, Владимир Львович поселился в Клину, где вместе с М.И.Чайковским основал Дом-музей П.И.Чайковского. До конца дней композитора его связывало с Владимиром Львовичем чувство взаимной привязанности.
Г. И. Белонович