Музыка к спектаклям драматического театра
Еще одна из частей наследия Чайковского, представленная немногочисленными образцами, но немаловажная, связана с театром наиболее непосредственно: это - музыка к спектаклям драматического театра.
В отечественной культуре XVIII века музыку для театра писали самые известные композиторы. Во второй же половине прошлого века значительных событий в этой области почти на было. Тем важнее понять и оценить сделанное Чайковским.
Драматический театр занимал в жизни Петра Ильича исключительное место, был предметом постоянного интереса как в России, так и во время пребывания в других странах. А возникла эта страсть еще в юные годы. В Петербурге, в Михайловском театре, выступала замечательная французская драматическая труппа, и ученики - правоведы не пропускали ни одного нового спектакля. Прошли гастроли одной из европейских звезд - Аделаиды Ристори (спустя почти два десятилетия в письме к фон Мекк Чайковский скажет: "Это было во время увлечения Ристори". Позже Чайковский стал постоянным посетителем парижских театров, поклонником таланта прославленной Сары Бернар: "Ну как не любить Парижа? Ведь одна Comedie francaise чего стоит!" - восклицает он. Французскому театру Петр Ильич остался предан до конца жизни. Он повидал и другие европейские сцены, игру Томмазо Сальвини, Эрнесто Росси, - имена эти и по сей день легендарны.
Модест Ильич и другие родные и близкие сохранили воспоминания о любви композитора к домашним спектаклям, о его стремлении испробовать себя на поприще актерском, - пускай любительском. В ранней молодости он увлекался трагедией, пьесами Расина (вспомним Аделаиду Ристори), декламировал монологи, которые знал наизусть. Играл он в домашних спектаклях и комедийные роли, например, помещика в "Барышне-крестьянке". Позже, в Каменке, в семье сестры, он выступал устроителем и режиссером домашнего театра, отдаваясь этому со всем пылом.
Совершенно новый этап театральной биографии Чайковского начался с его переездом в Москву в 1866 году. В первом же письме, через считанные дни после прибытия, он сообщает братьям о наслаждении, которое испытал, впервые попав в Малый театр. Пережитый восторг он не забывал никогда.
Художественный взлет Малого театра был связан с постановкой пьес великого драматурга А.Н. Островского. Это имя было Чайковскому уже знакомо: ведь его консерваторская оркестровая увертюра была написана на сюжет "Грозы". Возможно, даже вполне вероятно, что в годы учения Петр Ильич видел этот спектакль в петербургском Александринском театре. Островский был центром, главой Артистического кружка, объединившего актеров, литераторов, музыкантов; нового москвича ввел туда Николай Рубинштейн. С именем Островского связан и первый опыт работы Чайковского для драматического театра; отдельные номера к драматической хронике "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1867), поставленной в Малом театре.
Спустя пять лет в содружестве с Островским была создана "Снегурочка". Музыка к "весенней сказке", пронизанная русской песенностью, стала вершиной творчества Чайковского в области драматического искусства. Наконец, уже в 1886 году композитор пишет музыку к монологу Домового для пьесы "Сон на Волге" ("Воевода"), причем запись использованной здесь песни "Утушка" была сделана самим драматургом - выдающимся знатоком и любителем русского песенного фольклора.
С любовью же к французскому театру оказался, уже в конце жизни, связан последний опыт работы Чайковского для драматического театра: музыка к "Гамлету" Шекспира в постановке французской труппы, и, главным образом, для прославленного актера Люсьена Гитри.
Л. З. Корабельникова