Островский Александр Николаевич
1823-1886, писатель, драматург, один из литературных кумиров Чайковского с самых молодых лет.
Парадоксально, что испытывая к великому драматургу - реформатору русского театра такую симпатию и просто обожание, Чайковский практически не оставил высказываний о его творчестве. С именем Островского связано одно из первых намерений Чайковского, тогда ещё ученика Петербургской консерватории написать оперу. Он выбрал сюжет знаменитой "Грозы", которую видел на сцене и читал в журналах. Опера не была написана, но одноименная увертюра на сюжет трагедии Островского, стала первым крупным симфоническим произведением Чайковского.
Приехав в Москву после окончания Петербургской консерватории, Чайковский с помощью Н.Г.Рубинштейна начинает посещать знаменитый "Артистический кружок", основанный Островским, где и происходит не только личное знакомство молодого композитора с писателем, но и их творческое общение. Чайковский не оставляет мысль написать оперу на сюжет Островского, а тот ему предлагает свою комедию "Воевода" и даже соглашается стать либреттистом.
Островский начал писать либретто, а Чайковский сочинять на него музыку. Позже Островский не смог завершить работу и Чайковский самостоятельно дописывал и текст и музыку "Воеводы". Однако в творческом общении с драматургией Островского он получил свой первый урок искусства драматургии. Позже его оперы изобиловали подробными сценическими ремарками, описаниями сцен, которые так характерны для пьес Островского.
При постановке своих пьес Островский, как правило, прибегал к услугам известных в то время и близких ему композиторов, однако вскоре после знакомства с Чайковским он просил композитора написать несколько номеров к исторической хронике "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский". В ответ на эту просьбу Чайковским были написаны интродукция и мазурка.
Одной из самых замечательных совместных работ Чайковского и Островского была сказка "Снегурочка", музыку к которой написал Чайковский по просьбе драматурга. Этот шедевр Островского получил гениальное музыкальное обрамление Чайковского. Последним обращением к драматургии Островского для Чайковского было сочинение музыки для монолога Домового при возобновлении "Воеводы" на сцене Малого театра.
Любопытным остается факт предложения Островским, летописцем русского быта, молодому Чайковскому совместно написать оперу на сюжет из жизни Александра Македонского. Очевидно, такое предложение было связано с тогдашними представлениями об опере и обязательном наличии сюжета из исторических и легендарных времен, с обилием роскошных сцен и оформлений. Но, так или иначе, этот совершенно чуждый Чайковскому - да и Островскому - замысел не осуществился.
П. Е. Вайдман