Опера «Воевода»

Обложка прижизненного издания Увертюры к опере 'Воевода' для фортепиано в 4 руки - кликните по картинке! "Воевода", опера в 3-х д. 4 к. (1+2+1) на либретто А.Н.Островского и Ч. по комедии "Воевода", Сцены из народной жизни XVII века ("Сон на Волге") А.Н.Островского.

Действие происходит в большом городе на Волге, в половине (середине?) XVII столетия.

Сочинялась в Москве, март 1867 и Париже, июль 1868. 1-е исп. 2 дек. 1867, Москва, 2-е симф. собр. РМО.

Дирижер Н.Г.Рубинштейн. "Антракт и пляска сенных девушек" (д. II, карт. 2, № 4) - 30 янв. 1869, Москва, Большой театр (бенефис артистки А.Г.Меньшиковой). Дирижер Э.Н.Мертен. Художник К.Ф.Вальц.

Сюжет:

I д. В сад у дома купца Дюжого пробирается на свидание с его дочерью, Марьей Власьевной, боярин Бастрюков. Он встревожен сообщением, что Дюжой выдает свою старшую дочь, Прасковью, замуж за его злейшего врага, воеводу Шалыгина, разорившего семью Бастрюкова. Появившийся внезапно во время свидания влюбленных воевода Нечай Шалыгин, пораженный красотой Марьи Власьевны, отказывается от старшей дочери в пользу младшей. Марью в качестве его невесты уводят в терем. Отчаявшийся Бастрюков пытается похитить любимую. Однако им помешает Шалыгин. Слуги Бастрюкова вынуждены отступить в неравной борьбе со стражниками воеводы. Боярин с твердым обещанием вернуть невесту покидает ненавистный дом.

II д., 1 к. Дом Бастрюкова. Дни и ночи напролет боярин озабочен судьбой невесты. Он находит поддержку у товарища по несчастью Романа Дубровина, которого Воевода разорил и увел к себе его жену, Олену. Роман предлагает Бастрюкову завтра утром, когда Шалыгин со слугами отправится на богомолье, похитить девушек. План принят.

2 к. Терем Воеводы. Танцы сенных девушек не могут, однако, развлечь тоскующую Марью Власьевну. Когда она остается одна, появившаяся Олена, жена Дубровина, сообщает ей о предстоящем побеге.

III д. Под покровом ночи обе пары готовятся к побегу. Их радостное свидание прерывает разгневанный Воевода приказом связать провинившихся, а Марью Власьевну силой увести назад в терем. Народ, возмущенный очередным произволом Воеводы, заполняет двор. Толпа освобождает заключенных под стражу. Старый боярин Бастрюков сообщает собравшимся, готовым к страшной расправе над Шалыгиным, что тот лишен воеводства. Отец благословляет молодых на брак под прославление народа.

Сюжет оперы, вероятно, был предложен самим драматургом А.Н.Островским. Ч. привлекли возможность обрисовать некоторые характерные стороны старого русского быта, использовать русские песни, воплотить лирические образы. Стимулировало Ч. и то, что Островский сам взялся за составление либретто. Однако он написал лишь 1-е д. и начало 2-го, остальное составлял сам композитор. Затем текст фрагментов, написанных Островским Ч. утратил, и, хотя по просьбе композитора, этот текст драматург восстановил, дальнейшее Ч. вынужден был дописывать сам. Поначалу работа шла довольно успешно, но затем застопорилась. Лишь просьба певицы Меньшиковой закончить оперу к ее бенефису подвигла Ч. продолжить работу и поторопиться с ее окончанием.

В 1870-е гг., по свидетельству композитора, партитура "Воеводы" была им уничтожена, а часть музыкального материала вошла в другие произведения.

В 1930-х гг. предпринималась попытка восстановить оперу по эскизам, сохранившимся фрагментам. Этот вариант восстановленной партитуры не сохранился. Позже были созданы еще 2 варианта. Первый сделан П.Ламмом при участии Б.В.Асафьева и В.Я.Шебалина. 2-й вариант выполнен композитором Ю.В.Кочуровым на основе версии Ламма (часть сцен пересочинена) и поставлен в 1949 в Малом оперном театре в Ленинграде (редакция либретто С.Д.Спасского; режиссер Б.А.Покровский, художник А.М.Мазанов).

Современники, как и сам Ч., впоследствии отозвались о "Воеводе", главным образом, неблагоприятно: "в либретто остались совсем почти условные лица старинной итальянской opera seria: угнетенные любовники, злодей, благородные отцы, наперсник и наперсница, и в конце оперы, вместо посланника богов, новый воевода с царским указом" (Н.Д.Кашкин). Сурово отозвался о "Воеводе" Г.Ларош: "С новейшими немецкими композиторами г.Чайковский разделяет пристрастие к оркестру и равнодушие к человеческому голосу; первый обработан со тщанием, с тонкой обдуманностью, с теплой любовью, второй - небрежно и незначительно". Спустя более 10 лет сам Ч. писал: "Воевода" без всякого сомнения очень плохая опера... Во-первых, сюжет никуда не годен, т.е. лишен драматического интереса и движения. Во-вторых, опера была написана слишком спешно и легкомысленно, вследствие чего формы вышли не оперные, не подходящие к условиям сцены... Третий его недостаток - слишком массивный оркестр и преобладание последнего над голосами. Все это недостатки, происходящие от неопытности" (письмо к Н.Ф.фон Мекк от 27 нояб./9 дек./ 1879).

В основу "Антракта и плясок сенных девушек" (д. II, № 4), по свидетельству М.И.Чайковского, положены не сохранившиеся "Характерные танцы". В женском хоре (д. I, № 1) цитирована свадебная песня "На море утушка", записанная Островским и переданная им Чайковскому. В песне Марьи Власьевны использована лирическая песня "Коса ль моя, косынька…", записанная самим Чайковским в 1867 году. Чайковским также использованы другие народные песни, а также фрагменты своих собственных более ранних сочинений в том числе и "Оды к Радости". В свою очередь, музыка "Воеводы" была впоследствии использована в опере "Опричник", балете "Лебединое озеро" и Торжественной увертюре "1812 год".

Знаменитый русский писатель В.Ф.Одоевский отзывался в собственном дневнике о 1-й опере Чайковского: "Эта опера - задаток огромной будущности для Чайковского". Условия для постановки 1-й оперы были неблагоприятны. Хор и оркестр были заняты в итальянской труппе, которая абонировала Большой театр, хотя артисты сочувственно отнеслись к новому сочинению. Артистка И.Оноре писала, что дирекция ничего не сделала, чтобы сносно поставить первую оперу талантливого композитора. Вместе с тем, у публики "Воевода" имел успех: Ч. вызывали 15 раз и поднесли ему лавровый венок. Мнения об исполнителях неоднородны. Например, Г.Ларош хвалит дирижера ("в общем слышится жизнь и энергия, а не безучастный метроном", другой рецензент критикует его за неслаженность исполнения ("Рус. ведомости", 5 февр. 1869). Одоевский порицает солистов: "Представление удалось - Чайковского несколько раз вызывали и Меньшикову также - хотя она фальшивила по обыкновению несколько раз; а голос удивительный - чисто взяла верхнее Re бемоль, но что проку! Если бы она, Демидов и Орлов учились!" (цит. дневник, с. 251-252). Отрицателен и отзыв Н.Д.Кашкина: исполнителям "иногда не хватало самых элементарных познаний, вследствие чего вещи иногда простые обращались для них в непреодолимые трудности". После пяти представлений "Воевода" был снят с репертуара из-за пренебрежительного отношения тогдашней дирекции императорских театров к русскому искусству.

П. Е. Вайдман