«Фатум», фантазия
Сочинена в сентябре - декабре 1868, в Москве.
Посвящена М.А.Балакиреву. Впервые в симфоническом творчестве Чайковского уже в самом программном заглавии фигурирует идея фатума, столь важная для идейного содержания многих его крупных произведений зрелого периода. Позже, в Четвертой симфонии, вновь возникнет прямое обращение к образу роковой силы, тяготеющей над человеком, мешающей его стремлению к счастью.
Что в данном случае послужило основанием для создания такого произведения, сказать трудно. Объяснить и расшифровать свой достаточно загадочный замысел Чайковский не пытался. Невыясненным остается и его отношение к тем стихам К.Батюшкова, которые были помещены при первом исполнении Фантазии в концертных программках без согласия композитора:
...Ты знаешь, что изрек,
Прощаясь с жизнью, седой Мельхиседек:
"Рабом родился человек,
Рабом в могилу ляжет,
И Смерть ему едва ли скажет,
Зачем он шел долиной скудных слез,
Страдал, терпел, рыдал, исчез.
Две версии появления этого эпиграфа изложили С.А.Рачинский в письме к Ларошу и И.А.Клименко в своих воспоминаниях о Чайковском. Установить истину не представляется возможным. Однако современная Чайковскому критика особенно строго подошла к этим стихам: М.А.Балакирев нашел, что "стихи по своей фактуре весьма жалки..., содержание их - весьма дешевого свойства байронизм". Г.А.Ларош считал, что выраженное в этих стихах "разочарование, не отделенное никаким контрастом и не расширенное в целую картину, казалось бы могло быть переведено только на самую однородную музыку, лишенную интереса контраста, а потому сжатую и ограниченную по форме..." Ц.А.Кюи справедливо отметил несоответствие музыки программе. Очевидно, что стихи, подобранные к уже сочиненной музыке, не могли адекватно выразить субъективный замысел Чайковского.
Фантазия начинается вступлением, которое сразу же излагает в мощных унисонах тему "фатума". По-своему характерная тема, однако, не производит впечатления безжалостной, роковой силы, как это позже будет в Четвертой симфонии. Основной раздел поначалу типичен для мягкой лирики Чайковского, предвосхищая отчасти музыкальные образы его балетов. Кода отмечена мощным утверждением роковой темы.
Значительный контраст главной и побочной партий показывает, что жизнь человека, которую, видимо, Чайковский пытался отобразить, по его мнению, имеет и светлые стороны, радужные мечты и идеалы, чему противоречит безнадежное настроение стихов Батюшкова, в которых акцентировано воздействие неумолимого рока. В музыке роковое начало становится сквозным образом, и в этом отношении предвосхищение более поздних симфонических произведений с аналогичной тематикой очевидно.
Первое исполнение состоялось в Москве 15 февраля 1869 года под управлением Н.Г.Рубинштейна. В письме к брату Анатолию Чайковский сообщил: "Пишу тебе это письмо ночью после концерта Музыкального общества. Исполнялась в первый раз моя фантазия "Фатум". Это, кажется, лучшее, что я до сих пор написал, по крайней мере, так говорят другие (успех значительный)". Ободренный успехом, Чайковский посылает партитуру М.А.Балакиреву - с посвящением ему и просьбой исполнить фантазию в ближайшее время. Исполнение в Петербурге состоялось под управлением Балакирева 17 марта того же года.
Оба исполнения вызвали серьезную критику в прессе. Г.А.Ларош выступил с большой статьей в "Современной летописи". Говоря о симпатии к творчеству Чайковского, он в то же время счел фантазию неудачной. "Бессвязность, разрозненность формы, разорванной частыми паузами и обремененной слишком большим числом различных мотивов и различных эффектов, довершают тягостное впечатление, производимое целым," - писал он. Балакирев в неотправленном письме Чайковскому, подверг "Фатум" еще более резкой критике, находя, что Ларош "был слишком снисходителен". В более сокращенном варианте письма, посланного Чайковскому, содержалось резюме: "Сама вещь мне не нравится, она не высижена, писана на скорую руку".
Ц.А.Кюи в "СПб. вед. № 90 писал, что "в целом "Фатум" производит странное впечатление, потому что мрачность начала, красивость Andante и карикатурный комизм Allegro никак не могут помириться и делают загадочной концепцию г.Чайковского".
Под влиянием критики, Чайковский в 1870-х годах уничтожил партитуру. Но всем понравившуюся лирическую тему перенес затем в любовный дуэт Натальи и Андрея в опере "Опричник". Партитура была восстановлена после смерти Чайковского библиотекарем Московской консерватории Р.Р.Шорнингом по сохранившимся оркестровым голосам и издана М.П.Беляевым в Лейпциге в 1896, с сопутствующим стихотворным эпиграфом и с обозначением как "симфоническая поэма".
П. Е. Вайдман
«ФАТУМ», ФАНТАЗИЯ, Op. 77. Запись в mp3
Radio-Sinfonie-Orchester Frankfurt. Дирижер Илиаху Инбал. Запись 1974 года.