Глинка Михаил Иванович
1804 - 1857, русский композитор.
Творчество Глинки для Чайковского - начало всех начал в русской музыке. Одно из первых глубоких впечатлений 10-летнего Пети Чайковского и первое музыкально-театральное - "Жизнь за царя" в Петербурге, опера, которая осталась одной из любимейших до конца дней. Вторую оперу Глинки - "Руслана и Людмилу" - Чайковский узнал, уже будучи учеником консерватории. "Мы бегали слушать "Руслана", когда могли и, в скором времени, добрую половину знали наизусть", - свидетельствует Г.А.Ларош, соученик Петра Ильича. Тогда же начинающий композитор познакомился и с другими сочинениями Глинки.
Переехав в Москву, Чайковский первым делом посещает в Большом театре спектакль "Жизнь за царя". Вскоре состоялось торжественное открытие Московской консерватории. После официальной части, речей и тостов, сообщает в своих мемуарах Н.Д.Кашкин, "Чайковский решил, что первою музыкой во вновь открытой консерватории должна быть музыка Глинки, а потому сыграл сам наизусть увертюру из "Руслана и Людмилы"" (Восп., 30)
Музыкально-критические статьи Чайковского изобилуют суждениями о музыке Глинки, об отдельных его произведениях, звучавших в театре и в концертах. Но, может быть, самое выразительное высказывание мы находим в Дневнике (запись 27 июня 1888): "...Небывалое, изумительное явление в сфере искусства. ... На 34 году жизни ставит оперу, по гениальности, размаху, новизне и безупречности техники стоящую наряду с самым великим и глубоким, что есть в искусстве. ... Глинка вдруг, одним шагом стал наряду (да! наряду!) с Моцартом, с Бетховеном и с кем угодно. Это можно без всякого преувеличения сказать про человека, создавшего "Славься"!... Наверное, никто более меня не ценит и не любит музыку Глинки... Не меньшее проявление необычайной гениальности есть "Камаринская"... Почти пятьдесят лет прошло: русских симфонических сочинений написано много, можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа. И что же? Вся она в "Камаринской", подобно тому, как дуб весь в желуде! И долго из этого богатого источника будут черпать русские авторы, ибо нужно много времени и много сил, чтобы исчерпать все это богатство".
Чайковский осознавал свое "происхождение" от Глинки. В одном из писем к своему издателю П.И.Юргенсону (1881) он шутливо-торжественно объявляет о своей принадлежности к школе Глинки - русской национальной музыкальной школе: "Аз ... есмь порождение Глинки". То же самое, но другими словами, говорили о себе и композиторы "Могучей кучки". Так оно и было. Просто Чайковский и балакиревцы развивали разные стороны наследия Глинки. Чайковский - прежде всего не сказочно-эпическое начало, а ту сторону, которую он определял в Глинке, как дарование "симфониста-лирика". Важно и то, что Чайковский вслед за Глинкой развивал общенациональные основы музыкального искусства, включая и крестьянскую, и городскую романсовую песенную культуру.
Можно найти воздействие Глинки в разных жанрах наследия Чайковского, в отдельных сочинениях. Испанские увертюры Глинки стали образцом при сочинении "Итальянского каприччио". Создавая балеты, Петр Ильич во многом исходил из развернутых балетных сюит в обеих операх своего предшественника. Отголоски романсов Глинки явственно слышны в вокальной лирике Чайковского.
Л. З. Корабельникова