Цезарь Антонович Кюи
Родился 6 января 1835 года в городе Вильно. Он был одним из членов группы русских музыкантов, известной в истории музыки под названием «Могучая кучка».
Кюи в раннем детстве учился игре на фортепиано и композиции. В 14-летнем возрасте он берет уроки у выдающегося польского композитора С. Монюшко, привившего своему ученику любовь к Шопену, сохранившуюся у русского композитора на всю жизнь. После окончания гимназии Кюи переезжает в Петербург, где поступает в Военно-инженерную Академию. После ее окончания Кюи был оставлен при Академии для дальнейшей научной и педагогической работы, а впоследствии получил звание профессора и стал одним из крупнейших специалистов в области фортификации.
Ни в студенческие годы, ни в годы профессорской работы Кюи не переставал серьезно заниматься музыкой. Но настоящая творческая работа Кюи как композитора началась в 1852 году, когда он впервые встретился с Балакиревым и Мусоргским. Общность не только музыкальных, но и культурных интересов, характерная для передовых русских людей того времени, сблизила будущих композиторов. В этот же период Цезарь Кюи встретился с Даргомыжским.
В 1859 году в Петербурге в концерте Русского музыкального общества было исполнено первое оркестровое произведение Кюи — Скерцо. За ним последовали его первые оперы: «Кавказский пленник» на сюжет поэмы Пушкина и «Сын мандарина».
Зрелым композитором Кюи выступает в конце 60-х годов 19 столетия. Лучшими его оперными произведениями справедливо считаются оперы «Вильям Ратклиф» (1869 — Петербург) и «Анджело» (1876 — Петербург). В основу либретто «Ратклифа» положена юношеская драматическая баллада Гейне, проникнутая романтическим настроением. Полный драматизма сюжет дал возможность композитору нарисовать яркие образы средневековых героев с их сильными неистовыми чувствами и мятежными порывами. Друзья Кюи по «Могучей кучке» высоко ценили эту оперу. Мусоргский, например, писал Кюи: «Ратклиф» Гейне — ходуля, Ратклиф ваш до того живой, что из вашей музыки ходули не видишь... это первый подобный тип в музыке».
По силе и выразительности музыки рядом с «Вильямом Ратклифом» можно поставить оперу Кюи «Анджело», написанную на сюжет одноименой драмы В. Гюго. Жестокий, кровавый тиран Анджело, самоотверженная и любящая актриса Тизба, подлый шпион Галеофа получили в этой опере выразительную музыкальную обрисовку.
Другие оперы Кюи — «Флибустьер» (1894 — Париж), «Сарацин» по драме А. Дюма (1899 — Петербург), «Пир во время чумы» по Пушкину (1901 — Москва), «Мадмуазель Фифи» (1903 — Москва), «Маттео Фальконе» по Мериме (1907 — Москва) и «Капитанская дочка» по Пушкину (1911 — Петербург). Из них наиболее интересным и самобытным произведением является одноактная опера «Мадмуазель Фифи», написанная по сюжету рассказа Мопассана.
Кюи был первым русским композитором, писавшим детские оперы. Это — «Снежный богатырь», «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Иванушка-дурачок».
Мелодический речитатив, идущий от вокальных сочинений Даргомыжского, характерен и для музыкального стиля романсов Кюи, полных тонкой поэтичности и мягкого лиризма. Среди его камерных вокальных произведений выделяются романсы, написанные на слова Пушкина.
«Главные черты творчества Кюи — поэтичность и страстность, соединенные с необычайной сердечностью и задушевностью, идущими до глубочайших тайников сердца...» — так охарактеризовал Кюи известный музыкальный критик В. Стасов.
Цезарь Антонович Кюи умер в Петрограде 24 марта 1918 года.