Г. А. Ларош. Воспоминания о П. И. Чайковском (Комментарии)
Ларош Герман Августович (1845—1904) — музыкальный критик, профессор Московской (1867—1870 и 1883—1886) и Петербургской (1872—1879) консерваторий по классу теории и истории музыки, друг П. И. Чайковского, с которым он учился в Петербургской консерватории. Г. А. Ларошу Чайковский посвятил три произведения: пьесу для фортепиано на тему «Возле речки, возле моста» (1862), романс «Пойми хоть раз», ор. 16 № 3 (1872), Тему и вариации для фортепиано, ор. 19 № 6 (1873).
Опубликовано: газ. Новости, 1893, № 323; Ларош Г. А., Кашкин Н. Д. На память о П. И. Чайковском.— М., 1894, с. 5—24; Ларош Г. А. Собр. муз.-критич. статей, т. 2, ч. 1.—М., 1922, с. 1 — 12; Воспоминания о Чайковском, изд. 1, с. 11—23; изд. 2, с. 42—53; изд. 3, с. 43—54; Ларош Г. А. Избр. статьи, вып. 2.—Л., 1975, с. 167—176.
1 «La ci darem» («Дай ручку мне») — дуэттино Дон-Жуана и Церлины из оперы «Дон-Жуан» В. А. Моцарта. Подлинная тональность дуэттино — A-dur.
2 О дирижировании Чайковского см. также воспоминания Н. Д. Кашкина, И. П. Прянишникова, И. Е. Букиника и Д. А. Черномордикова.
3 У автора ошибочно — «двадцать».
4 В 1871 г. Чайковский написал «Руководство к практическому изучению гармонии», изданное Юргенсоном в 1872 г. (Поли. собр. соч., т. 3—А).
5 Чайковский занимался рецензированием в 1868—1876 гг.
6 Чайковский до сентября 1874 г. большинство своих статей подписывал инициалами Б. Л.— Бедв Лайцоргций, то есть Петр Чайковский, на юмористическом («тарабарском») языке, придуманном учениками Училища правоведения.
7 Известны, например, переводы Чайковского с итальянского языка (тексты романсов М. И. Глинки, ария пажа из оперы «Гугеноты» Дж. Мейербера) и с немецкого (тексты романсов А. Рубинштейна).
8 Середина XIX в. характерна бурным расцветом русской литературы. Имена А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Островского, Л. Н. Толстого и многих других вошли в историю литературы как имена борцов за реализм, за утверждение познавательной роли литературы и искусства в общественной жизни и борьбе за преобразование общества.
9 Увертюра «Гроза» была написана Чайковским в 1864 г.
10 Квартет B-dur на тему украинской песни, услышанной Чайковским в Каменке летом этого же года от садовых работниц, был написан Чайковским в 1865 г. и 30 октября того же года исполнен на ученическом вечере в Петербургской консерватории. Сохранилось Allegro со вступлением и заключением, остальные части были, по-видимому, уничтожены автором. В 1867 г. темы квартета были использованы Чайковским для фортепианной пьесы «Русское скерцо», op. 1. Квартет издан впервые Музгизом в 1940 г.
11 Во Второй симфонии Чайковский использовал три народные песни. В первой части — украинский вариант песни «Вниз по матушке по Волге», во второй части (вторая тема) — русскую песню «Пряди, моя пряха» и в финале — тему украинской песни «Та внадывся журавель».
12 Ларош занимался изучением старинных контрапунктистов, среди которых были бельгийские, итальянские, французские композиторы: Орландо Лассо, Палестрина, Жоскен Депре, Габриели, Маренцио, Климент, Гомберт, Вилларт, Гудимель и др.
13 Известно, что оперы Ж. Бизе, в частности «Кармен», написанная в 1875 г., не пользовались популярностью у французов. Когда в 1876 г. Чайковский впервые услышал «Кармен», она произвела на него очень сильное впечатление. Его брат Модест Ильич, присутствовавший вместе с ним на спектакле в парижской Комической опере, вспоминал впоследствии: «Редко в жизни я видел брата таким взволнованным от театрального зрелища» (ЖЧ, т. 1, с. 479).
В память этого спектакля Чайковский купил портрет Ж. Бизе и написал: «Бизе — 20/8 января 1876 г.».
А 18 июля 1880 г. он написал Н. Ф. фон Мекк, проиграв накануне клавир всей оперы: «Я убежден, что лет через десять „Carmen" будет самой популярной оперой в мире» (Полн. собр. соч., т. 9, с. 197).